Слайд 1педагог-психолог МДОУ
«ЦРР – Д/с №20»
I квалификационной категории
Иванова Анна Александровна
Адаптация
детей к детскому саду
Слайд 2 Зачем идти ребенку
в детский сад?
В детском саду
ребенок имеет возможность общаться со сверстниками.
Ребенок приобретает навыки общения с
взрослыми..
В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и учится соблюдать их.
Ребенок получает возможность интеллектуального, физического развития.
Слайд 3Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для
Вашего ребенка,
нужно
хорошо подумать и понять, для чего именно
он нужен Вам и вашему ребенку
Слайд 4
В силах родителей и педагогов сделать жизнь ребенка
счастливой, интересной
и насыщенной!
АДАПТАЦИЯ
от лат. «приспособляю» — это сложный
процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Слайд 5Адаптация
физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка
иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями.
Слайд 8Миф 1. Адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно.
Я боюсь, что у нас будет то же самое.
Миф 2.
Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят?
Миф 3. У ребенка, который начинает ходить в детский сад, портится характер, он становится просто невыносимым.
Мифы об адаптации
Слайд 9Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов:
особенностей высшей нервной
деятельности (темперамента);
возраста ребенка;
состояния здоровья;
разницы в обстановке, в которой ребенок находился
дома, и той, в которой находится в детском саду;
условий в дошкольном учреждении;
поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм к детскому саду…).
Слайд 10Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с
Слишком сильная зависимость ребенка от
мамы;
Чрезмерная тревожность родителей;
Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
Воспитание ребенка в
духе вседозволенности;
Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.;
Болезненность малыша;
Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.
Слайд 11
Результатом тесного взаимодействия мамы с ребенком является - эмоциональная привязанность.
Чем крепче эта связь, тем сильнее страдания ребенка.
Слайд 12Какие дети подвержены страху отрыва от матери:
с повышенной эмоциональной зависимостью
от мамы;
эмоционально чувствительные и впечатлительные
имеющие яркий инстинкт самосохранения
подверженные другим сильным
страхам
пережившие психотравмирующие ситуации
соматические заболевания
Слайд 14Адаптация
Как должен быть подготовлен ребенок
к периоду адаптации
Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:
самостоятельно есть разнообразную пищу;
своевременно
сообщать о своих потребностях: просится на горшок;
мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком;
Пред поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения;
С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).
Слайд 15Начиная подготовку малыша к походу в детский сад, придерживайтесь режима
близкого к режиму в детском саду.
Примерный режим дня
Прием детей
до 8.30
Завтрак 8.30–9.00
Игры, занятия, прогулка 9.00–11.10
Подготовка к обеду, обед 11.10–11.40
Подготовка ко сну, сон 11.40–15.00
Подъем, оздоровление, гигиенические
процедуры, полдник 15.00–16.00
Активное бодрствование 16.00–17.00
Прогулка 17.00–17.30
Игры, уход домой 17.30–18.00
Слайд 16Что делать, чтобы страх не возник:
задолго до прихода ребенка в
д/сад начинайте готовить его к общению с незнакомыми взрослыми и
детьми.
помогайте ему налаживать контакты м другими детьми, обучайте «волшебным словам».
до первого дня прихода в группу побывайте на площадке д/сада, при этом все комментируйте.
при знакомстве с воспитателями группы расскажите как можно подробнее о своем ребенке.
в первые дни посещения группы побудьте с ребенком, не оставляйте его сразу надолго в д/саду.
после 1-2 дней присутствия ребенка в группе научитесь мягко, но коротко расставаться с ним.
Слайд 17Портрет ребенка, поступившего в детский сад
1. Эмоции ребенка: в первые
дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены
отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми детьми, новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2. Контакты со сверстниками и воспитателем: в первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
Слайд 183. Познавательная активность: первое время познавательная активность бывает снижена или
даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций.
4. Навыки: под влиянием
новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
Слайд 195. Особенности речи: у некоторых детей словарный запас скудеет или
появляются "облегченные" слова и предложения. Речь восстановится и обогатится, когда
адаптация будет завершена.
6. Двигательная активность: некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома ,в садике.
7. Сон: в первые дни ребенок будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
8. Аппетит: в первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей и со стрессовыми реакциями.
9. Здоровье: Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика.
Слайд 20Приблизьте домашний режим питания к режиму детского сада. Переходите на
новый режим питания постепенно, чтобы перемены были не слишком ощутимы.
Помните,
что в первый месяц посещения детского сада пребывание в группе будет увеличиваться постепенно, на 2–3 часа.
Слайд 21Заранее подготовьте детский гардероб.
Старайтесь общаться с воспитателями доброжелательно, избегайте
конфликтов по пустякам.
Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка.
Уходя
– уходите!
Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении.
Подготовка родителей.
Поведение родителей в период адаптации детей к саду
Слайд 22Обеспечьте малышу эмоциональную стабильность утром
Выберите в семье гаранта позитивного
расставания
Позвольте малышу взять в детский сад эмоциональный якорь
С ребенком
обязательно надо попрощаться, но помните о золотой середине
Разработайте ритуал прощания
Выберите удобные точки отсчета
И улыбнитесь друг другу!
ТЕХНИКА ПОЗИТИВНОГО РАССТАВАНИЯ
Слайд 23Советы родителям
Придумайте ритуал-прощания или приветствия ( пожатие руки, поцелуй в
нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!». Эти простые,
но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!».
Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!
Малыши очень чувствуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу и наоборот – ваша тревога передается ребенку, даже если реальной причины для него нет.
Слайд 24Что делать, если страх разлуки все же возник:
разделите чувства ребенка,
примите его страх .
не вините, не ругайте и не наказывайте
ребенка за его страхи.
проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания.
выясните дома, почему ребенок боится идти в группу, это можно сделать с помощью игры в «детский сад».
обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка.
объясните ребенку на доступном языке, почему вы оставляете его в детском саду, что полезно и интересно его там ждет.
Слайд 25Советы родителям
Первое время около месяца, стоит оставлять ребенка только до
обеда. После прогулки он может вернуться в группу, пообедать и
потом вы его забираете. Если ребенок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с детьми, то оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить травму.
Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.
Постарайтесь пораньше забирать ребенка из детского сада.
Слайд 26Советы родителям
Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации,
а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда
ребенок долго находился дома;
Искренне радуйтесь успехам малыша и ищите как можно больше плюсов;
В саду дети очень скучают по родителям, дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами;
Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия;
Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чем-нибудь.
Слайд 27Советы родителям
Признаки успешной адаптации малыша в д/с:
Нормальный сон( засыпает как
обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во
сне;
Хороший аппетит;
Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.;
Нормальное настроение, легко просыпается утром;
Желание идти в детский сад.
Слайд 28Советы родителям
Признаки дезадаптации:
Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам,
разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на
горшок или начинает писаться в кровати;
Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе;
Появление вялости, капризности;
Появление агрессивности, часто меняется настроение;
Ребенок стал чаще болеть
Слайд 29Советы родителям
Помните всегда:
От родителей во многом
зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: "Вот
будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам когда собираетесь в детский сад , старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка.
Не позволяем себе негативных высказываний, связанных с детским садом в присутствии ребенка.
Слайд 30В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша.
Чаще обнимайте его и
целуйте. Удачи!
Пусть ваш ребенок почувствует себя в детском саду
членом дружного коллектива и получит новый толчок для развития.
Слайд 31Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром
для вашего малыша!