Разделы презентаций


Формирование учебной мотивации у младших школьников

Содержание

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Формирование учебной мотивации у младших школьников

Формирование учебной мотивации у младших школьников

Слайд 2
«Мои ученики будут узнавать
новое не от меня;
они будут

открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им

раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцц

"Человек образованный - тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает".
Георг Зиммель

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача

Слайд 3Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования

педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной сельской школы

эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем на селе, самоустранения родителей от воспитания детей и отсутствия дошкольных образовательных учреждений в сельских населённых пунктах всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.
 
Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для

Слайд 4Учебная деятельность
Личность ребенка
Потребности ребенка:
Быть принятым, признанным
Принадлежать к общности, коллективу
Самостоятельно достигать

успеха, признания
Самореализация своего «Я»
Видеть в учителе друга, союзника, помощника
Учебная мотивация
Условия

сохранения учебной мотивации:
Достойный уровень самостоятельности
Успешность выполненных действий
Обеспечение положительной обратной связи ученик-учитель
Формирование нравственных качеств.

Создает комфортные условия для учебной деятельности.
Строит субъектные отношения ученик-ученик, ученик –учитель, активизирует обратную связь.
Повышает уровень самооценки.
Способствует самореализации своего «Я».

Система факторов обуславливающих поведение. Характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне

Учебная деятельностьЛичность ребенкаПотребности ребенка:Быть принятым, признаннымПринадлежать к общности, коллективуСамостоятельно достигать успеха, признанияСамореализация своего «Я»Видеть в учителе друга,

Слайд 5Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из

задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий

для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
 

Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе,

Слайд 6За время работы в течение последних четырёх лет над данной

проблемой у меня сложилась определённая система, направленная на формирование у

младших школьников мотивации к учебной деятельности, которая затем была оформлена в структурно-логическую модель.
За время работы в течение последних четырёх лет над данной проблемой у меня сложилась определённая система, направленная

Слайд 7Диагностический этап
Педагогическая диагностика по определению уровня учебной мотивации
Самооценка уровня учебной

мотивации
Анкетирование
Тестирование
Моделирующий этап
Изучение нормативных материалов
Отбор содержания
Система приемов, заданий, направленных на формирование

учебной мотивации

Деятельностный этап
Распределение учащихся по группам для решения творческих проблемных заданий
Апробация форм уроков, способствующих формированию учебной мотивации
Апробация системы уроков с применением приемов формирования учебной мотивации

Проектировочный этап
Теоретическая подготовка к деятельности
Знакомство с опытом учителей школы, района по теме исследования
Разработка системы уроков с применением на основных его этапах приемов формирования учебной мотивации
Выбор индивидуально-ориентированного подхода в обучении

Рефлексивный этап
Определение собственного уровня учебной мотивации
Изменение уровня учебной мотивации

Диагностический этапПедагогическая диагностика по определению уровня учебной мотивацииСамооценка уровня учебной мотивацииАнкетированиеТестированиеМоделирующий этапИзучение нормативных материаловОтбор содержанияСистема приемов, заданий,

Слайд 8Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через

проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
 
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших

Слайд 9Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.
Приём «Фантастическая добавка». Учащимся

предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из

сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов. Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого

Слайд 10Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы

из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м

в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке.
Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы

Слайд 11Начало урока
Объяснение нового материала
Закрепление, тренировка, отработка умений
Интеллектуальная разминка
«Да-нетка»
Удивляй !
Отсроченная отгадка
Фантастиче

ская добавка
Игра в случайность
Театрализация
Привлекательная цель
Удивляй !
Фантастическая добавка
Практичность теории
Вопрос к тексту
Лови

ошибку
Театрализация
Проблемные ситуации

Лови ошибку
Игра- тренинг
Игра в случайность
«Да-нетка»
Проблемные ситуации
Творческие задания

Конец урока

Домашние задания

Повторение

Отсроченная загадка

Три уровня домашнего задания
Необычна обычность
Творчество работает на будущее

«Да-нетка »
Игра в случайность
Проблемные ситуации
Творческие задания

Начало урокаОбъяснение нового материалаЗакрепление, тренировка, отработка уменийИнтеллектуальная разминка«Да-нетка»Удивляй !Отсроченная отгадкаФантастиче ская добавкаИгра в случайностьТеатрализацияПривлекательная цельУдивляй !Фантастическая добавкаПрактичность

Слайд 12Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других

элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к

обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя».
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов

Слайд 13 Материал для игры: карточки с

заданием.
Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает

их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности
Материал для игры: карточки с заданием. Детям эта игра нравится, кроме всего

Слайд 14Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать

тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро

их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и

Слайд 15В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя

по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое

последующее действие зависит от предыдущего.


В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым

Слайд 16Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя

для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную

наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и

Слайд 17 Подставив вместо чисел соответствующие буквы расшифруй слово»,
«Запиши его».




61,25,48,84,94,75,37
20,32,46,64

Подставив вместо чисел соответствующие буквы расшифруй слово», «Запиши его». 61,25,48,84,94,75,3720,32,46,64

Слайд 18За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к

той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение

обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные

Слайд 19Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы,

подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением

которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
 
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать

Слайд 20Тема «Термометр» 
Проблемные вопросы
Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
Можно

ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
В каком случае

водный термометр покажет неверную температуру?  
Проблемная задача
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
 
Тема «Термометр» Проблемные вопросыПочему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник? Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

Слайд 21Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал,

получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания:

составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы. Регулярно используя в течение нескольких лет приём «Творчество работает на будущее», мои ученики создали огромную копилку дидактических пособий.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого

Слайд 22Дидактический материал ученика 3-го класса по русскому языку по теме

«Правописание безударных окончаний имён существительных»
Ф. И. ______________________
Допиши окончание имени

существительного, укажи склонение и падеж.

Дидактический материал ученика 3-го класса по русскому языку по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных»Ф. И. ______________________

Слайд 23

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших

школьников является создание ситуаций успеха.


Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Слайд 25Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый

небольшой успех, продвижение вперёд.
 
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение

разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
 
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.  Таким образом, целенаправленное

Слайд 26Список использованной литературы
1. Белоглазова, Е. А. Занимательный материал о растениях

[Текст] / Е. А. Белоглазова // Начальная школа. — 2001.

— № 7.
2. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М. : Институт практической психологии, 1998.
3. Гатальская, Г. В. В школу с радостью [Текст] / Г. В. Гатальская. — Минск : Амалфея, 1998.
4. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. — М. : Вита Пресс, 2003.
5. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. — 2004. — № 11.
6. Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе [Текст] / Е. Е. Гугучкина, С. В. Савинова. — Волгоград : Учитель, 2001.
7. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / Под ред. В. А. Макаренко. — М. : Республика, 1995.
8. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. — М., 1998.
9. Педагогические технологии [Текст] / Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д : Март, 2002.
10. Хоритонова, Л. А. Проблемные ситуации на уроках природоведения [Текст] / Л. А. Хоритонова // Начальная школа. — 1998. — № 4.
 
Список использованной литературы1. Белоглазова, Е. А. Занимательный материал о растениях [Текст] / Е. А. Белоглазова // Начальная

Слайд 27
Автор Зернина Любовь Николаевна
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №109» г

Перми
2010г

Автор Зернина Любовь НиколаевнаУчитель начальных классов МАОУ «СОШ №109» г Перми2010г

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика