Разделы презентаций


Активные и интерактивные методы обучения

Содержание

-Инновация в образовании? Новое в науке? Новый тренд?-Какие они? Что это?! Сколько их?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПАУТОВА Марина Аркадьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Активные и интерактивные методы

обучения

ПАУТОВА Марина Аркадьевнакандидат педагогических наук, доцент Активные и интерактивные методы обучения

Слайд 2-Инновация в образовании?
Новое в науке?

Новый тренд?

-Какие они?

Что это?!
Сколько их?

Активные методы обучения

-Инновация в образовании?    Новое в науке?       Новый тренд?-Какие

Слайд 3Ян Амо́с Ко́менский
Ж.-Ж. Руссо
И.Г. Песталоцци
Г. Гегель
Ф. Фрёбель
Дж. Дьюи
К. Д. Ушинский


Родоначальники идей активизации

Ян Амо́с Ко́менский Ж.-Ж. РуссоИ.Г. ПесталоцциГ. ГегельФ. Фрёбель Дж. ДьюиК. Д. Ушинский …Родоначальники идей активизации

Слайд 4Мыслители античного мира
“Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию

учителя и ученика”
ПИФАГОР
“Формирование у учеников стремления постигнуть неизвестное, чувство

долга и ответственности”
ДЕМОКРИТ
“Наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании”
СОКРАТ, «Майевтика»
Мыслители античного мира“Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика” ПИФАГОР“Формирование у учеников стремления

Слайд 5“Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить

сам ученик, а не его память”
Лу́ций А́нней Се́нека
“Всестороннее развитие

и обучение в организации совместной учебы воспитанников, в несении духа соперничества”
Ибн-Сина (Авицена)

Мишель Монтень призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету.
Рене Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений.

“Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память” Лу́ций

Слайд 6“Правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из

авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать

способности понимать вещи”

Ян Амос Коменский
(1592—1670)
“Правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а

Слайд 7
В. А. Сухомлинский (1918—1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников

быть первооткрывателями.


Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов,

А. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др.

Отечественные учёные

В. А. Сухомлинский (1918—1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский,

Слайд 8 развития мышления
познавательной активности
познавательного интереса

Мария Мироновна Бирштейн –

первый разработчик деловой игры (1932 г.) «Игротехническое движение»
1938 г –

запрет на деловые игры
1960 г – возрождение Школы МАО

Проблемы высшей школы

Необходимость:

развития мышления познавательной активности познавательного интересаМария Мироновна Бирштейн – первый разработчик деловой игры (1932 г.) «Игротехническое

Слайд 9Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия

между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и

усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого

Слайд 10Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельностиМетоды контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностиМетоды стимулирования учебно-познавательной деятельностиМЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 11Виды методов обучения
Пассивные
Активные
Интерактивные
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик

Виды методов обученияПассивные Активные Интерактивные ПедагогУченикУченикУченикПедагогУченикУченикУченикПедагогУченикУченикУченик

Слайд 12способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной

мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен

не только преподаватель, но активны и студенты.
А.М.Смолкин

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения

Слайд 13
соответствие логике учебного процесса
МЕТОДЫ
соответствие целям и задачам обучения и развитияобучающихся
соответствие

дидактическим целям занятия
соответствие содержанию темы занятия
соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся

и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом

соответствие временным рамкам обучения

соответствие профессионализму и опыту конкретного преподавателя

соответствие способу руководства учебной деятельностью

Критерии отбора методов обучения

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения обучающимися

соответствие логике учебного процессаМЕТОДЫсоответствие целям и задачам обучения и развитияобучающихсясоответствие дидактическим целям занятиясоответствие содержанию темы занятиясоответствие возрастным,

Слайд 14Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес

к изучаемому предмету;
развивать самостоятельность обучающихся;
обогащать социальный опыт учащихся путем переживания

жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях;
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:  формировать интерес к изучаемому предмету;развивать самостоятельность обучающихся;обогащать социальный

Слайд 15Риски необоснованного использования интерактивных методов
Непонимание того, что такое интерактив.
Теоретическая неподготовленность

при работе с теми или иными интерактивными методами.
Бессистемное применение интерактивных

методов.
Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение обучающихся).
Риски необоснованного использования интерактивных методовНепонимание того, что такое интерактив.Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными

Слайд 16Более 140 активных методов обучения
Неимитационные
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с

заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;
эвристическая беседа;
учебная дискуссия;
самостоятельная работа

с литературой;
семинары;
дискуссии

Имитационные

Игровые :
деловая игра;
педагогические ситуации;
педагогические задачи;
ситуация инсценирования различной деятельности
Неигровые: коллективная мыслительная деятельность;
ТРИЗ работа и др.

Более 140 активных методов обучения Неимитационныепроблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;эвристическая беседа;

Слайд 17Интерактивные методы обучения

Групповые
Индивидуальные
Выполнение практических задач
Тренировка
Дискуссионные
Групповая дискуссия
Анализ ситуаций морального выбора
Разбор инцидентов

из практики (метод «кейсов»)
«Мозговой штурм»
Презентация
Обсуждение
Дебаты
Игровые
Деловая игра
Организационно-деятельностная игра
Операционная игра
Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра

и др.

Тренинг-методы
Социально-психологический тренинг
Тренинг делового общения
Психотехнические игры

Интерактивные методы обученияГрупповыеИндивидуальныеВыполнение практических задачТренировкаДискуссионныеГрупповая дискуссияАнализ ситуаций морального выбораРазбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)«Мозговой штурм»ПрезентацияОбсуждениеДебатыИгровыеДеловая играОрганизационно-деятельностная играОперационная

Слайд 18Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать

свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме
Диалог
Мыследеятельность – организация самостоятельной

познавательной деятельности обучающихся
Смыслотворчество – процесс осознанного создания обучающимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме
Свобода выбора
Создание ситуации успеха
Рефлексия

Ведущие признаки интерактивного взаимодействия

Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблемеДиалогМыследеятельность

Слайд 19Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия
Начало занятия

– стадия вызова (актуализации

знаний)

Хук (притча, игра, «крючок»)

«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Синквейн («восточный стих»)

Обсуждение домашней творческой работы

Кластеры


Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия Начало занятия – стадия вызова

Слайд 20Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний,

обучение друг друга)
«Инсерт»
Продвинутая лекция

( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)

Опорный конспект

Кластеры

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Различные формы дискуссий

Игровые методы



Форма группового взаимодействия — «большой круг».

«Аквариум»

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)«Инсерт»Продвинутая лекция

Слайд 21Рефлексия – получение обратной связи
Эссе
Мини-сочинение
Глоссарий (составление словаря)
Хокку (хайку) – японские

3-х стишия
Юмористический рассказ
Сказка
Незаконченное предложение

Рефлексия – получение обратной связиЭссеМини-сочинениеГлоссарий (составление словаря)Хокку (хайку) – японские 3-х стишияЮмористический рассказСказкаНезаконченное предложение

Слайд 22работа в группе;
самооценка участника групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникация

в учебном диалоге;
...
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

работа в группе;самооценка участника групповой работы;свобода мышления;овладение культурными формами работы;коммуникация в учебном диалоге;...При оценивании результатов интерактивного обучения

Слайд 23КЕЙС-МЕТОД
Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на

обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода:

совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
КЕЙС-МЕТОДМетод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций

Слайд 24ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:
Обязательная исследовательская стадия процесса
Коллективное обучение или работа в

группе
Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической)

технологии
Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:Обязательная исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группеИнтеграция индивидуального, группового и коллективного обученияСпецифическая разновидность

Слайд 25 По определенным правилам разрабатывается модель конкретной

ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний

и практических навыков, которые учащимся нужно получить.

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА

По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается

Слайд 26КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ
Иллюстративные учебные ситуации –на определенном практическом примере обучить учащихся

алгоритму принятия верного решения в определенной ситуации;
Кейсы с формирование проблемы

- описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
Кейсы без формирования проблемы - описывается более сложная ситуация, где проблема представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поиск путей решения проблемы.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВИллюстративные учебные ситуации –на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия верного решения в определенной ситуации;Кейсы

Слайд 27РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

Слайд 28- стихотворение, состоящее из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка

– Существительное (название темы)
2 строка – Два прилагательных (определение темы)
3

строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме.
5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи

Например: по теме «Конституция РФ»:
Конституция РФ
Пятая, демократическая,
Устанавливает, гарантирует, обязывает.
Хорошо бы все соблюдали
Основной закон государства.

Синквейн

- стихотворение, состоящее из 5 строчек по определенным правилам.1 строка – Существительное (название темы)2 строка – Два

Слайд 29ИНСЕРТ (INSERT)
– метод активного чтения даёт

возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста

«v», «+», « - », «?»
ИНСЕРТ (INSERT)   – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника.

Слайд 30 – это ролевая игра, в которой

принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей,

что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.

«Аквариум»

– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают

Слайд 31Зарукина Е. В.
Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению:

учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М.

М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.  
Е.А. Генике "Активные методы обучения: новый подход" интернет-магазин "Образовательный квартал" shop.direktor.ru
Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. http://www.hr-training.net/statya/mihailova_1/shtml.
Смолкин А.М. Активные методы обучения. М., 1991.



Зарукина Е. В.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н.

Слайд 32
Проблемные лекции
•Проблемная ситуация.
•Проблемные и информационные вопросы “подталкивают” слушателей

к поиску правильного решения проблемы.
•Студент находится в социально активной

позиции.


Нетрадиционные лекции

Проблемные лекции •Проблемная ситуация. •Проблемные и информационные вопросы “подталкивают” слушателей к поиску правильного решения проблемы. •Студент находится

Слайд 33
Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок

различного типа (5-7).
• Преподаватель должен иметь перечень этих ошибок

на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции.
• Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем.
Умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее.

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация).

Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7). • Преподаватель должен иметь

Слайд 34
Это работа двух преподавателей по определенной теме и взаимодействующих как

между собой, так и с аудиторией.
•Может быть заложена «конфликтность»

теории и практики.
•Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно

Лекция вдвоем

Это работа двух преподавателей по определенной теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. •Может

Слайд 35

Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему

интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции.
•Далее

преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию.
Структура лекции может быть двух видов:
1.Целое, связанное изложение проблемы.
2.Брифинг- краткие ответы на вопросы слушателей

Лекция “пресс-конференция”

Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной

Слайд 36Используйте активные методы обучения (АМО)!

Используйте активные методы обучения (АМО)!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика