Слайд 1Алгоритм методического анализа проведенного урока
Н.Н.Харитонова, заместитель директора
МОУ ДПОС «Учебно-методический
центр»
Слайд 2Сделать запись урока по следующей форме:
Дата проведения___________________
Класс_____________________________
Программа обучения_______________
Учитель___________________________
Тема______________________________
Слайд 3
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Положительное
Отрицательное
Слайд 4Ответить на вопросы:
1.Какова тема и цель (методическая задача) урока?
2.Соответствует ли
логика построения урока его цели? (Определите цель каждого задания и
логику их последовательности.)
3.Какие задания преобладали: тренировочные, репродуктивные, частично-поисковые или творческие?
Слайд 5
4.Какие дополнительные задачи были реализованы на уроке?
5.Какова внутренняя структура урока?
Как
введено «новое» знание и как обеспечивалось усвоение необходимой информации? Был
ли организован урок так, что учащиеся сами «открыли» знание? Как это было достигнуто?
Слайд 6
6.На каких этапах урока учитывались индивидуальные особенности детей?
Была
ли организована индивидуальная работа?
7.Какие формы и средства организации учебной деятельности
использованы учителем? (Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной формы)
Слайд 7
8.Грамотно ли учитель использовал специальную терминологию, насколько точно ставил вопросы?
Как реагировал на ответы обучающихся (внимательность, принятие, подсказки)?
9.Как урок спланирован
и выдержан по времени? Целесообразно ли распределены виды деятельности учащихся? Учтены ли требования к охране здоровья детей? Использует ли учитель здоровьесберегающие технологии?
Слайд 8
10. Оцените умение учителя общаться, обеспечивая желаемую атмосферу, умение контролировать
и корректировать ход урока с учетом «обратной» связи.
11.Какие моменты урока
показались особенно удачными?
Какие – не совсем удачными?
Слайд 9
12.Как оценивалась деятельность учащихся на уроке, на что обращалось внимание?
13.Возникали
ли трудности и как они преодолевались?
14.Сохранен ли интерес и внимание
учащихся к деятельности в течение всего урока?
Слайд 10
15.Какова активность и самостоятельность учащихся в решении поставленных задач на
уроке?
16.Усвоено ли учащимися программное содержание?
17.Удалось ли выполнить поставленные задачи?
18.Каков итог
урока? Какие рекомендации можно дать учителю по улучшению методики проведения урока в будущем?
Слайд 12
Школа___________________________
Класс____________________________
Дата проведения___________________
Предмет__________________________
Автор ученика_____________________
Тема_____________________________
Слайд 13
1.Основные цели урока:
образовательная;
развивающая;
воспитательная.
Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей
урока?
Слайд 14
2.Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность
и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и
поставленной цели.
3.Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?
Слайд 15
4.Содержание урока:
Научная правильность освещения материала на уроке, его
соответствие возрастным возможностям.
Соответствие содержания урока требованиям программы.
Слайд 16
Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью
развития у них познавательной активности и самостоятельности.
Связь изучаемого материала с
ранее пройденным, межпредметные связи.
Слайд 18
- Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных
вопросов. Создание проблемных ситуаций.
Слайд 19
Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской)
деятельности? Сравните их соотношение:
Примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи»,
«повтори» и «вспомни»)
Слайд 20
- Примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни»,
«найди ошибку»)
Слайд 21
Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных
работ.
Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):
наблюдение, опыт, поиск
информации, сравнение, чтение (другое дополнить).
Слайд 22
Применение диалоговых форм общения.
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися.
Осуществление
обратной связи ученик-учитель.
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Слайд 23
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
Средства
обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
Слайд 24
Использование наглядного материала:
в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки,
для решения обучающих задач.
Наглядный материал:
избыточен, достаточен,
уместен, недостаточен.
Слайд 25
6. Психологические основы урока
Слайд 26
Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего
развития.
Реализация развивающей функции обучения.
Развитие качеств:
восприятие, внимание, воображение, мышление,
память, речь.
Слайд 27
Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Ритмичность урока: чередование материала разной степени
трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная
атмосфера урока.
Слайд 28
7. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права
выбора.
Слайд 29
8. Основные личностные качества учителя:
Знание предмета и общая эрудиция учителя.
Уровень
педагогического и методического мастерства.
Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая
и специфическая грамотность.
Слайд 30
- Степень тактичности и демократичности общения с учащимися.
- Внешний вид,
культура, мимика и жесты.
Слайд 31
9.Работа учащихся на уроке:
- уровень знания предмета;
активность, заинтересованность обучающихся материалом
урока;
внимание, организованность.
Слайд 32
10. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона).
Слайд 33
За каждый раздел ставятся баллы
от 0 до 3.
Подсчитывается
сумма баллов
(максимальная общая оценка – 99 баллов).
Слайд 34
Определены следующие критерии оценок:
более 85 баллов – отлично;
от 71 до
85 баллов – хорошо;
от 60 до 70 – удовлетворительно;
менее 60
баллов -
неудовлетворительно.