Слайд 1«Анализ парциальных программ по области
Социально – коммуникативное развитие:
способы
разрешения конфликтов».
Слайд 2Cодержание:
Программа развития гуманных чувств и отношений «Дружные ребята» под редакцией
Р.С. Буре;
Программа социально - эмоционального развития детей «Я, ты,
мы» О.Л.Князева, Р.Б. Стёркина;
Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я – человек» С. А. Козлова;
Программа социального развития дошкольников «Я учусь жить!» Н.С. Боровкова;
Экспериментальная программа формирования нравственного сознания детей 6 – 7 лет "Чувствую, знаю, понимаю" И.В. Сушкова.
Слайд 3Программа «Дружные ребята»
Авторский коллектив: Р. С. Буре, М. В. Воробьева,
В. Н. Давидович и др.
Возрастной контингент – от 3 до
7 лет.
Программа «Дружные ребята» посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики - нравственному воспитанию ребенка в детском саду. На первый план авторами выдвигается задача создания в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.
Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций.
Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.
Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия
Игровые ситуации:
«Поручения — обращения»
«Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают»
«Письмо родителям»
Слайд 4Программа социально - эмоционального развития детей
«Я, ты, мы»
О.Л.Князева,
Р.Б. Стёркина
Возрастной контингент – от 3 до 6 лет.
Настоящая Программа
предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки». Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и по работе с родителями.
Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.
Планируемые результаты: В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.
Игровые ситуации:
«Поручения — обращения»
«Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают»
«Письмо родителям»
Слайд 5Программа приобщения ребенка к социальному миру
«Я – человек»
С.
А. Козлова
Возрастной контингент – от 3 до 10 лет.
Направлена на
то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т. е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями.
Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Задачами программы являются:
Образовательная: дать детям первоначальные знания о человеке, строении его организма, его эмоциональных состояниях, о жизни и многообразии людей на Земле.
Воспитательная:
воспитывать свободную творческую личность,
обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям,
соблюдающую правила культуры поведения в обществе, проявляющую
толерантное отношение ко всем людям.
Развивающая:
развивать познавательный интерес к себе, своему
организму, миру взрослых и окружающей действительности;
эстетические чувства, добротную нравственную основу.
Слайд 6«Концептуальные положения программы»:
Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего
школьного возраста находится в тесном единстве
Творческий потенциал личности ребенка формируется
под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.
Стержневым понятием программы являются знания - о человеке.
В программе идет отбор материала между высшим и низшим порогами информативности.
Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир.
Слайд 8Программа социального развития дошкольников
«Я учусь жить!»
Н.С. Боровкова
направлена на
реализацию комплексного и в то же время дифференцированного индивидуального подхода
к социально-коммуникативному развитию личности ребенка старшего дошкольного возраста, с учетом всех его особенностей и потенциальных возможностей.
Цель программы:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста активной жизненной позиции и овладения детьми основными культурными способами деятельности и эффективного взаимодействия.
Задачи.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе:
Формировать умение принять на себя ответственность за свои поступки.
Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру.
Развивать умение использовать нормативные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Развивать эффективные способы поведения ребенка в социуме, в том числе адаптивные (умение приспосабливаться к изменению условий окружающей действительности).
Слайд 9Формирование способов общения и взаимодействия с окружающими.
Формировать у ребенка доверие
к сверстнику как к партнеру по общению и игре.
Развивать заинтересованность
ребенка во взрослом как человеке, который может прийти на помощь в трудной ситуации и как в источнике интересных сведений.
Развивать способности к эмотивности - отзывъчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей.
Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
Развивать этически ценные способы общения (умение знакомиться, предлагать помощь и обращаться за помощью, выражать благодарность, проявлять толерантность, умение извиняться, спрашивать разрешение, присоединяться к играющим И др.).
Формирование основ социального и эмоционального интеллекта.
Воспитывать у детей положительное самоотношение, повышать самоэффективность каждого ребенка.
Формировать рефлексивные умения (умение осознавать свои чувства, причины поведения И мотивы поведения свои И других людей).
Формировать потребность в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Формировать способы релаксации, снятия психо-мышечного напряжения.
Формирование социокультурных ценностей.
Формировать у детей понятия «традиция» и «обычай».
Воспитывать инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, укреплять позицию созидателя, творца.
Формировать опыт позитивной игровой культуры.
Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Слайд 10Ожидаемые результаты:
Гуманистическая направленность поведения ребенка.
Чувство уважения окружающим людям.
Способность к осознанию,
принятию и регуляции собственных эмоциональных состояний.
Способность понимать и принимать других
людей, адекватно оценивать их эмоциональные и поведенческие проявления.
Эмоциональное благополучие ребенка.
Позитивная готовность ребенка к совместной деятельности.
Развитое речевое взаимодействие.
Отсутствие чувства страха за ошибки.
Инициатива и самостоятельность детей в разных видах деятельности.
Способность самостоятельно выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Слайд 11Программа «Я учусь жить!» реализуется в основном методами социоигровой технологии
(Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов). Основная идея – организация
такой деятельности детей, которой ребенок хочет заниматься, в которой он делает, слушает, смотрит и говорит, свободно и с интересом обсуждает разные вопросы, следит за ходом общего разговора, оказывает другу помощь и принимает ее. Игровые методы лежат в основе всей деятельности.
Значимость игры в формировании сознательного поведения у дошкольников отмечена Л.С. Выготским: «Игра, о которой мы говорили как о лучшем воспитательном механизме инстинкта, является вместе с тем и лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребенка всегда эмоциональна, она будит в нем сильные и яркие чувства, но она же учит ребенка не слепо следовать эмоциям, а согласовать их с правилами игры и с ее конечной целью. Таким образом, игра представляет собой первые формы сознательного поведения, возникающие на основе инстинктивного и эмоционального поведения. Она – лучшее средство целостного воспитания всех этих различных форм и установления правильной координации и связи между ними»
Слайд 12Экспериментальная программа формирования нравственного сознания детей 6 – 7 лет
"Чувствую, знаю, понимаю"
И.В. Сушкова
Задачи программы:
создание в группах детского сада
оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру,
активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия,
формирования навыков положительных отношений со сверстниками.
Главные задачи программы (по возрасту):
вторая младшая группа : формирование у ребенка отзывчивости на конкретную ситуацию эмоционального неблагополучия сверстника;
средняя группа: развитие обобщенных представлений о проявлении сочувствия к сверстнику, способности проникать в его эмоциональное состояние, формирование у ребенка умения проявлять гуманное отношение к сверстнику в соответствии со складывающейся ситуацией, а также осознание моральных норм, понимание их справедливости и личной значимости;
старшая и подготовительная группы: центральная задача – формирование доброжелательного отношения к сверстникам в условиях совместной деятельности детей.
Слайд 13Принципы развивающей программы:
безоценочность;
отказ от реальных предметов и игрушек;
привлечение внимания ребенка
к другому, его различным проявлениям (внешности, настроениям, движениям, действиям и
поступкам);
помощь детям пережить чувство общности друг с другом, научить замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
отсутствие соревновательного момента в играх.
Слайд 14Особенности программы (Этапы):
Отказ от речевых способов общения (переход к жестовым
и мимическим средствам коммуникации).
Развитие внимания к сверстнику (развитие способности подстраиваться
к другому, уподобляться ему).
Отработка согласованности движений, ориентации на действия партнеров.
Погружение в общие для всех переживания.
Проведение ролевых игр, требующих оказывать помощь и поддержку друг другу в трудных игровых ситуациях.
Вербальное выражение положительного отношения к сверстнику.
Проведение игр и занятий, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.
Слайд 15Вывод:
Проанализировав парциальные программы можно сделать вывод о том, что
главная особенность современного дошкольного образования - вариативность. В ДОУ используются
программы, существенно отличающиеся по исходным методологическим принципам: программ, основанных на принципе ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка, программ, основанных на теории свободного воспитания, а так же широко используются развивающие программы. Так же в каждой парциальной программе предложены свои способы бесконфликтного общения и формы обучения такому общению.