Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мировская основная общеобразовательная школа
п.. Алое Поле
Панинского района Воронежской области
Выполнили:
Классные руководительи
Шатоха В.И., Шеменева
Н.И.
Слайд 2Цели:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- воспитывать патриотические чувства, историческую память,
уважение к старшему поколению.
- познакомить обучающихся с жизнью детей в блокадном Ленинграде.
Слайд 3Задачи:
- Пробудить в детях чувства сострадания и гордости за стойкость
своего народа в период блокады Ленинграда с помощью документальных видео
фрагментов;
- Развивать познавательный интерес;
- Расширять кругозор;
Слайд 4Недавно Россия праздновала годовщину полного освобождения города Ленинграда, ныне Санкт
- Петербурга, от фашистской блокады. Уже 71год все жители Ленинграда
вспоминают и отдают дань великим и храбрым, мужественным и бесстрашным защитникам города, отстоявшим его в годы Великой Отечественной Войны. Общаясь и гуляя, учась и развлекаясь, нам тяжело представить, что могло быть по-другому…что ребята, такие же как вы, отчаянно боролись за право жить и возможность быть счастливыми. Тяжелее всего в эти годы пришлось детям, они наравне со взрослыми несли на своих хрупких плечах тяжкое бремя блокады. Свидетельств тому много: и рассказы выживших, и документальные хроники, и кинофильмы, и литературные произведения. Сегодня я предлагаю вам узнать, какими были ваши сверстники в то далёкое время.
Слайд 5Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 27
января1944года (прорвана 18 января 1943) - 871 день.
Слайд 8Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения
400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.
Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек.
Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.
Слайд 12
У детей было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они
росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы
снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Откройте сегодня монографию "Рисуют дети блокады". Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре.
«Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.
Таня
Савичева
Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!
Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.
Слайд 17Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала
"Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по
этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков
( из воспоминаний)
«По льду Ладожского озера мы ехали в кузове грузовой автомашины. Вокруг, куда не посмотришь, до самого горизонта простирались снежные поля. Сильный ветер с мокрыми хлопьями снега пронизывал почти насквозь. Мы – дети прижимались к родителям, так было чуть-чуть теплее».
Слайд 18Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии
и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей.
В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.
Слайд 19Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики
сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой
в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
Слайд 21К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без
вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой
трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Одна из учениц писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти". Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".
Слайд 23Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли
печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали
на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.
Слайд 24 Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий
пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились
станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"
Слайд 27Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За
оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они
прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.
Слайд 29Дети блокады.
Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у
самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о
хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Слайд 331.О. Адамович, Д. Гранин. Блокадная книга.
Сов. Писатель,1983г.
2.Непокаренный Ленинград. Краткий
очерк истории города в период Великой Отечественной войны. – Л.:
Наука, 1985
3.Д.В.Павлов. Ленинград в блокаде.
Л.: Лениздат, 1985г.
4.Интернет – ресурсы:
www. VikipediA.ru, HTTP// BLOKADA, OTROK.RU
5. « ДЕТИ БЛОКАДЫ».
С сайта: http://www.aforizmov.net/stihi/tags/blokada/
Литература: