Слайд 1Перцептивная сторона общения
Слайд 2Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга
партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Слайд 3Первое впечатление
Не следует судить о человеке по лицу - оно
позволяет лишь строить предположения.
Лабрюйер
Психологи обнаружили несколько типовых схем,
по которым строится образ другого человека. Построение образа партнера по этим схемам приводит к эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.
Слайд 4Схема восприятия
срабатывает в случае неравенства партнеров в той или
иной сфере.
При ошибках неравенства схема восприятия такова:
При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен.
Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем.
Слайд 5
Для определения параметра превосходства в нашем распоряжении имеются два основных
источника информации:
1) одежда человека, весь его имидж;
2) манера поведения человека
(как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
Слайд 6 Не менее важными являются ошибки, связанные с тем,
нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Чем
более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Слайд 7
Схема «отношения к нам»:
Те люди, которые к нам
относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам
относится плохо.
Позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и "отбрасыванию" отрицательных, и наоборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.
Слайд 8
Три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола.
Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления
общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что первичное восприятие другого человека всегда ошибочно.
Специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить почти все характеристики партнера.
НО:
Слайд 9
Вероятно, потому, что перед человеком никогда не стоит
задача просто воспринять другого человека. Образ партнера, создаваемый при знакомстве,
- это регулятор последующего поведения, он необходим, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся, и для каждой категории партнеров существуют разные техники общения.
Почему это происходит?
Однако в реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.
Слайд 10В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не
само по себе первое впечатление, а использование этого впечатления не
по адресу в длительном межличностном общении.
Слайд 11
Длительное общение
Легче познать людей вообще, чем одного
человека в частности.
Ф. Ларошфуко
В
постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном
и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.
Слайд 12В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит
с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в
любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор.
Слайд 13Как понять своего партнера?
Психологические исследования показывают, что почти все
детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных
состояниях, об отношении к окружающим, а также о его отношении к себе.
Лицо человека
жесты
мимика
общий стиль поведения
походка
манера стоять, сидеть
привычные позы и их изменение во время разговора
пространственная ориентация по отношению к партнерам
Слайд 14Важную роль при чтении информации "с лица" играет направление взгляда.
Когда
человек только формулирует
мысль, он чаще всего смотрит в
сторону ("в пространство")
когда мысль полностью сформулирована - на собеседника
когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается - больше
тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера - он смотрит на него только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность.
слушающий больше смотрит в сторону говорящего и "посылает" ему сигналы обратной связи.
Слайд 15Однако…
При определенных
обстоятельствах (например,
соблюдении правил этикета),
когда человек хочет
скрыть
свои чувства, лицо становится малоинформативным,
а тело - главным
источником информации для
партнера. Некоторые психологи даже называют тело
местом "утечки информации" о наших душевных
состояниях.
Слайд 16Походка также является одним из важнейших ключей к пониманию внутреннего
состояния человека.
Походка строго индивидуальна.
По походке довольно легко
распознать
эмоциональное
состояние человека.
Оказывается, самая "тяжелая" походка - в состоянии гнева, самая большая длина шага - в состоянии гордости.
Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они "висят", а если он счастлив, то он "летит ", у него более частые и легкие шаги.
Слайд 17Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении
необходимо особое отношение к партнеру, особая направленность на него. В
таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д.
Механизмом этого типа восприятия и понимания другого является эмпатия.
Слайд 18Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на
место другого, взглянуть на мир его глазами, прочувствовать его состояние
и позицию и учесть их в своем поведении.
Слайд 19
Наши поступки в общении
Человек есть не что иное, как ряд
его
поступков.
Г. Гегель
Слайд 20От понимания истоков действий и их причин во многом зависит
построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания
заинтересовали психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения.
Слайд 21Как на практике человек объясняет поведение других?
Например, кто-то опаздывает на
свидание с приятелями.
У каждого свои представления о причине опоздания.
Первый приятель видит ее в обстоятельствах,
второй- в особенности личности опаздывающего,
третий видит причину в себе, а четвертый считает
опоздание намеренным и целенаправленным.
Причины опоздания совершенно по-разному мотивируются, причем это связано с тем, что приятели по-разному проводят атрибуцию.
Слайд 22Самоподача в общении
Обаяние – это когда тебе говорят"да",
когда ты
ничего не просил.
А. Камю
Слайд 23Самоподача - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у
партнера. По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.
Слайд 24Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем
особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации,
которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия.
Слайд 25К подобным механизмам социального восприятия относятся:
самоподача превосходства,
привлекательности,
отношения,
актуального
состояния и причин поведения.
Слайд 26Самоподача превосходства
Для того чтобы быть
эффективным, этот механизм
социального восприятия должен
опираться на некоторые
объективные признаки, знаки
превосходства - одежду, манеру
речи и поведения.
Очень важно, чтобы эти факторы
были действительно заметны,
акцентированы, подчеркнуты и
выделены.
Слайд 27Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых
подразумевает профессиональное общение, - руководителей, юристов и многих других.
Слайд 28Самоподача привлекательности
Правило самоподачи привлекательности очень простое:
не одежда сама
по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена
нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.
Слайд 29Самоподача отношения
Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению
и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения.
Действительно,
всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему - чаще хорошее, но иногда и плохое.
Слайд 30Способы самоподачи отношения
вербальные
невербальные
Слайд 31Главное в вербальных приемах - это умение как можно скорее
выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и
ни в коем случае не возражать.
Часто такие же приемы мы используем в ситуациях обыденного общения.
назад
Например, мы знакомимся с новым человеком. Наиболее приемлемая тактика - найти общую тему для разговора. Причем важно найти именно такую тему, точки зрения по которой заведомо совпадают. Может быть именно поэтому для начала общения так характерен разговор о погоде.
Слайд 32Арсенал невербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и кивком
головы, и взглядом. Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение
тела по отношению к собеседнику.
назад
Очень хорошо это отношение прослеживается у детей: если ребенок любит взрослого, то он старается быть как можно ближе к нему, а если не любит, то убегает, или прячется.
Если у взрослых не принято поворачиваться спиной к собеседнику, то дети это делают постоянно: когда они обижены - отворачиваются, стоят боком, смотрят исподлобья.
Все это - знаки определенного отношения.
Слайд 33Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг
другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.
Слайд 34Самоподача актуального состояния и причин поведения
Огромное количество таких часто употребляемых
оборотов, как "я не виноват, что...", "обстоятельства так сложились, что...",
"я был вынужден..." и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными и средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.
Слайд 35Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или
нет. Поэтому она в любой ситуации может послужить источником ошибок
при восприятии другого человека.
Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно поэтому, если ее влияние недоучитывается, то это является непростительной ошибкой.