Слайд 1Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
плавать под
водой , как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться
жить на земле как люди.
Б.Шоу
Воспитание
толерантности
Слайд 2Толерантность – tolerare (лат.) переносить, выдерживать, терпеть
Английский яз.- устойчивость, выносливость,
терпимость, допуск, допустимое отклонение.
Французский яз.- уважение свободы другого, его образа
мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.
Китайский яз. – проявление великодушия в отношении к другому.
Арабский яз. – снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим
В русском языке – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их ошибкам и промахам, быть к ним терпимыми.
Слайд 3Толерантность - это уважение и правильное понимание богатого многообразия культур
нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Слайд 4Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются
по внешнему виду, положению. интересам, поведению и ценностям и обладают
правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность
Слайд 5Толерантность – не пассивная, неестественная покорность мнениям, взглядам и
действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и
психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной , национальной , религиозной или социальной среды.
Слайд 6
Воспитание в духе толерантности способствует:
- формированию у школьников навыков независимого
мышления,
- критического осмысления различных жизненных ситуаций,
-выработки суждений ,
основанных на моральных ценностях
Слайд 7Факторы, сдерживающие развитие толерантности
1.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
*отсутствие в обществе устоявшихся традиций свободы (не
вседозволенности, а именно свободы , выражающейся в известной формуле «моя
свобода заканчивается там, где начинается свобода другого»);
* отсутствие плюрализма (привыкания к многообразию взглядов и поведения людей);
*неуважение прав другого человека
Слайд 8Факторы ,сдерживающие развитие толерантности
2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
Рост националистических настроений и популярность экстремистских идей,
особенно, среди молодежи
Наличие стереотипов в отношении представителей других культур
Слайд 9Факторы, сдерживающие развитие толерантности
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Эгоцентричные установки сознания (эгоцентризм – видение
мира через призму только своих интересов. Для эгоцентриста свойственно определение
своего образа жизни, своих взглядов как единственно верных , отсутствие желания понимать других людей, менять свои взгляды и убеждения.)
Неумение детей понять и принять другого человека
Слайд 10Факторы, сдерживающие развитие толерантности
4.СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:
Проявление нетерпимости к собственным детям;
Нежелание и
неумение понять детские проблемы;
Негативный стиль
взаимоотношений с детьми;
Слайд 11
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Слайд 12Компоненты толерантности как социальной нормы развитого гражданского общества
Социальная восприимчивость и
интерес к особенностям друг друга;
Признание равенства с другим человеком;
Отказ от
превосходства и насилия;
Признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций;
Отказ от преобладания какой – то одной точки зрения;
Готовность принять другого таким, каков он есть;
Проявление доверия, умение слушать и выслушивать другого;
Способность к эмпатии (сочувствию и сопереживанию);
Способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия;
Готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнера, с правом отстаивать эти интересы.
Слайд 13Воспитать толерантность – это значит помочь учащимся понять культуру своего
и других народов, сформировать позицию терпимости и доверия как основы
взаимопонимания и мирного сосуществования людей разных национальностей
Деятельность педагога по воспитанию толерантности
Слайд 14Методы, используемые в воспитании толерантности:
*
Игра
* Труд
* Драматизация
* Поручения
* Состязания
* Совет, поддержка
* Показ образцов, примеров
* Создание ситуации успеха
Слайд 15 Методы, стимулирующие самооценку, саморефлексию, самовоспитание
* Поощрение
* Замечание
* Самоанализ
* Контроль
* Самоконтроль
* Ситуация доверия
* Ситуация критики и самокритики
Слайд 16Учитесь терпению при общении с людьми…
Терпение – это практическое упражнение
в честности, надежде, мудрости, любви. Жизнь предоставляет нам огромное количество
возможностей научиться терпению - от ожидания опаздывающего на встречу человека до умения терпеливо прислушиваться к чувствам ребенка, даже когда вам не до него.
С.Коуви