Слайд 1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств станицы
Старомышастовской»
муниципального образования Динской район
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ДШИ
СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Подготовила
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Изуграфова Елена Николаевна
2017
Слайд 2На современном этапе увеличивается потребность общества в людях,
которые имели
бы способности творчески относиться
к любым изменениям, нетрадиционно и на
довольно высоком уровне подходить к решению существующих проблем.
Творческие способности - не новый предмет исследования,
он вызывал огромный интерес людей во все времена.
Кроме того, современный период развития общества характеризуется большим влиянием компьютерных технологий, которые проникают
во все сферы деятельности человека, обеспечивают распространение потоков информации в обществе. Тем самым образуют глобальное информационное пространство. Компьютеризация образования - неотъемлемая часть этих процессов. Компьютерные технологии –
важная составляющая целостного образовательного процесса,
значительно повышающая его эффективность.
Слайд 3Задачи:
- уточнить сущность, содержание понятий «творчество», «творческие способности», «компьютерные технологии»;
-
осветить роль и значение компьютерных технологий
в дополнительном образовании, в
том числе психолого-педагогические основы воздействия компьютеризации;
- раскрыть основные особенности и методы разработки проектов уроков с использованием компьютерных технологий;
- ознакомиться с методами и приемами включения компьютерных технологий в преподавание музыкальных дисциплин в ДШИ, опубликованными
в музыкально-педагогической литературе.
Слайд 4«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе
творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия».
В.Г. Белинский
Слайд 5I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1.1. Творческие способности: сущность
и структура
Понятие творческих способностей тесным образом связано с понятиями
«творчество»
и «творческая деятельность»
Слайд 6Творчество -
1) деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных
ценностей;
2) то, что создано в результате такой деятельности
(толково-образовательный словарь
русского языка Т.Ф. Ефремовой).
Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности
(Советский энциклопедический словарь).
Творческая деятельность –
деятельность человека, в результате которой создается что-то новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире,
или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Слайд 8Способность –
1.1. природное дарование, склонность к усвоению чего-либо, к занятиям чем-либо;
1.2. возможность,
умение что-либо делать;
1.3. состояние, качество, свойство, дающее возможность производить те или
иные действия, исполнять ту или иную работу.
2. Возможность, умение переживать и действовать в той или иной области психической жизни, свойственная живому существу (в психологии)
(толково-образовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой).
Способность, дарование, дар, призвание, умение, ловкость, жилка, струнка, талант, гений; даровитость, талантливость, восприимчивость, переимчивость; годность, работоспособность. Недюжинные способности. Изощрить способность
(словарь синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова).
Способность - индивидуальное свойство поведения; функциональные возможности; качество, дающее возможность вести себя как-либо, совершать какие-либо действия
(тезаурус О.С. Баранова)
Слайд 12Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с
особенностями мышления.
Известный американский психолог Гилфорд,
занимавшийся проблемами человеческого интеллекта,
установил, что творческим личностям свойственно
так называемое дивергентное мышление.
Люди, обладающие таким типом мышления,
при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения
по всем возможным направлениям с тем,
чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.
Слайд 15Творческие способности –
индивидуальные особенности человека, которые определяют
успешность выполнения им
творческой деятельности различного рода,
которая требует от человека не шаблонных,
привычных действий,
а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации
к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. развитие воображения;
2. развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Слайд 171.2. Компьютерные технологии
в современном детском музыкальном образовании
Слайд 18Ныне в педагогический лексикон
прочно вошло понятие
педагогической технологии.
Однако
в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Термин «педагогические
технологии»
появился около сорока лет назад в США
и трактуется по-разному.
Вот некоторые из трактовок.
Слайд 19
«Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов)».
Слайд 22Практически все
общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках
в
детской школе искусств:
технология проблемного обучения,
метод проектов, технология развития
критического мышления через чтение и письмо, теория поэтапного формирования умственных действий, технология эффективных уроков, дифференцированное обучение, а также информационно-компьютерные технологии.
Слайд 23Главная задача компьютерных технологий -
обеспечение современного качества образования на
основе сохранения
его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личности, общества, государства.
Слайд 24
Термин «информация» уходит корнями к латинскому informatio - разъяснение, изложение.
Первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом
(с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.).
«Компьютер» (англ. сomputer, от латинского computo - считаю) - термин, получивший распространение в научно-популярной и научной литературе, является транскрипцией английского слова сomputer, что означает вычислитель.
Слайд 25Компьютерные технологии сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного
обучения детей. Это:
Слайд 26Целью использования компьютерных технологий является обеспечение высокого уровня теоретической подготовки
учащихся.
Применение компьютерных технологий позволяет:
решить дефицит наглядных пособий;
поднять на несоизмеримо более
высокий уровень интерес к предметам «Слушание музыки», «Музыкальная литература» и «Сольфеджио»;
по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую видеоинформацию;
обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень;
способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре в формировании духовного мира ребенка;
преобразить традиционные учебные предметы;
оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала.
Слайд 27Средства компьютерных технологий,
направленные на развитие творческих способностей учащихся
на
уроке и во внеклассной работе по предмету:
1.интерактивная доска;
2. программа Microsoft
Office Word;
3. визуализация ;
4. слуховой анализ с помощью наушников;
5. физкультминутки;
6. контрольные уроки, тесты-опросники с использованием возможностей PowerPoint;
7. занятия на компьютере превращают такой трудный предмет как сольфеджио
в занимательную учебную дисциплину с использованием привычных для современного ученика форм обучения;
8. мультимедийные музыкальные энциклопедии;
9. музыкальные проигрыватели - Windows Media Player, WinAmp и т.д.;
10. интернет-ресурсы.
Слайд 28II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ДШИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Анализ современного опыта по решению проблемы
развития творческих способностей детей
Проблемой развития музыкально-творческих способностей
с применением компьютерных образовательных технологий занимаются ученые-музыканты: И.М. Красильников, Д.А. Семенова, И.Б. Горбунова, А. Камерис.
Основоположниками концепции организации взаимосвязи музыкально-слуховых
и двигательных представлений можно назвать, прежде всего,
Т.Л. Беркман, Л.А. Баренбойм, их учеников и последователей.
Слайд 29Система воспитания и обучения начинающих пианистов разработана Ф.Д.Брянской на основе
комплексного развивающего обучения.
Аналогично исследование И.М.Гадаловой, которая считает, что творческое развитие
в виде заданий на импровизацию, сочинение в простых формах, элементарную композицию доступно всем детям. Приводятся также результаты исследований и методических поисков других авторов (Я.Я.Бирзкопс и Д.В.Заринь). Особого внимания заслуживает авторская методика обучения игре на фортепиано детей шести-восьми лет Т.И.Смирновой. Одним из важнейших направлений ее методики является развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей. В некоторых современных методиках преподавания сольфеджио детям особое внимание уделяется раскрытию их творческих способностей. Например, М.А.Котляревская-Крафт, И.И.Москалькова, Л.Я.Батхан создали учебное пособие, где вся предлагаемая учителю методика опирается на творчество. В учебном пособии по сольфеджио для 1-2-х классов «Мы играем, сочиняем и поем» Ж.Л.Металлиди и А.И.Перцовской также большое внимание уделяется творческому развитию учащихся.
Слайд 30Г.А.Шатковский настойчиво говорит о том, что в обучении необходим синтез
разных видов искусств, разных видов музыкальной деятельности и трех компонентов
внутри каждого вида музыкальной деятельности (теории, слуха и практики).
Во многом благодаря компьютерным технологиям получил большую известность новаторский образно-творческий метод преподавания сольфеджио с опорой на полихудожественные средства выразительности у Т.А.Боровик (Екатеринбург)
и ее единомышленников в разных городах страны и ближнего зарубежья, в частности, создающих и использующих мультимедийные пособия по сольфеджио и музыкальной литературе:
В.В.Ткачевой и Е.Е.Раутской (Москва), И.В.Ермановой (Иркутск), Т.Г.Шелковниковой (Таштагол), Ю.А.Савватевой (Котельники), Н.П.Тимофеевой (Солнечногорск), Н.П.Истоминой (Чехов), А.Науменко (Украина) и др.
Слайд 312.2. Работа по развитию творческих способностей
посредством компьютерных технологий
Мультимедийные музыкальные
энциклопедии
дают возможность познакомиться с шедеврами мировой музыкальной культуры, с
инструментами и их звучанием.
Использование интерактивных энциклопедий позволяет
более глубоко изучать вопросы развития культуры
разных народов на разных исторических этапах.
Мультимедийные учебные пособия включают в себя
аудио- и видеоматериал, изображения,
текстовые комментарии и игровые элементы.
Учащиеся с большим удовольствием просматривают видеоматериалы.
Слайд 35На уроках в ДШИ используется интерактивная доска,
на которой можно
печатать, редактировать, сохранять текст, показывать презентации, видеофильмы, выходить в интернет.
Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает пакет Microsoft, который включает в себя,
кроме известного всем текстового редактора Word,
еще и электронные презентации Power Point,
аудиовизуально легко и органично обеспечивающие наглядность в преподнесении любой учебной информации
в оригинальном звучании и с видеорядом.
Используя возможности программы Power Point, разрабатываются и используются презентации для всех предметов музыкально-теоретического цикла.
Слайд 38Учащиеся, принимающие участие
в научно-практических конференциях,
теоретических конкурсах и олимпиадах,
используют в своих докладах и сообщениях
собственные презентации.
Использование презентаций
в этой форме работы
также способствует решению многих задач обучения:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие творческого мышления.
Слайд 41Да, в настоящее время уже невозможно представить себе проведение внеклассного
мероприятия без презентации. Она органично влилась в эту форму школьной
работы.
Слайд 44Результатом обучения детей являются творческие работы (собственные сочинения, аранжировки, электронные
версии джазовых и эстрадных вокальных произведений), учебно-дидактический материал (рабочие электронные
тетради, олимпиады по музыке для учащихся ДМШ
и ДШИ), представляемые как альтернативные формы промежуточной и итоговой аттестации.
Когда учащийся во время концерта публично демонстрирует свои творческие способности, исполняя собственное сочинение, собственную аранжировку,
то, безусловно, повышается его мотивация к обучению.
Слайд 45Учащиеся сочиняют, аранжируют
и исполняют свои
произведения
Слайд 47Для учебного процесса особый интерес представляют игровые музыкальные программы,
которые
очень разнообразны по смыслу, структуре и форме.
Например, программа с
игровыми элементами
«Cartoon Classics» (классическая музыка
из мультфильмов), которая предлагает ученикам
с помощью героев мультфильмов и звучащей музыки назвать мультфильм и автора музыки.
Музыкальная игра «Щелкунчик»,
музыкальная программа «Волшебная флейта».
Обучающие программы типа «Музыкальный класс», «Матроскин учит музыку», «Школа музыки, «Мурзилка ищет мелодию», «Шедевры музыки».
Слайд 49С внедрением электронно-дидактического тестирования в систему ДМШ и ДШИ
контроль
знаний учащихся стал эффективней. Разработанные тестирования
привлекают внимание обучаемых,
делают
процедуру тестирования приятной и интересной.
Таким образом, прививается интерес учащихся
к работе с учебной,
а также дополнительной литературой,
активизируется интеллектуальная деятельность,
развиваются память и логика.