Слайд 1Дидактические игры и приемы для развития мышления у детей с
ОНР
Слайд 2Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально
обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной
деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Слайд 3Три вида мышления:
Наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
Наглядно
– действенное мышление особенно интенсивно
развивается у ребенка с 3-4 лет.
Он постигает свойства
предметов, учиться оперировать предметами,
устанавливать отношения между ними и решать самые
разные практические задачи.
Слайд 42. Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
На
основании наглядно – действенного мышления
формируется и более сложная форма
мышления –
наглядно – образное. Оно характеризуется тем, что
ребенок уже может решать задачи на основе
представлений, без применения практических действий.
Это позволяет ребенку, например, использовать
схематические изображения или считать в уме.
Слайд 53. Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
К
6 – 7 годам начинается более интенсивное
формирование словесно-логического мышления, которое
связано с использованием и преобразованием понятий.
Однако оно не является ведущим у дошкольников
Слайд 6
Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста
Обобщение
Сравнение
Классификация
Способность рассуждать.
Установление причинно-следственных
связей
Понимание взаимозависимостей
Слайд 7Статистические данные развития мышления у детей с ОНР.
Наглядно – действенное
сформировано на 50%
Наглядно – образное – 60%
Словесно – логическое –
45%
Слайд 8У детей данной категории вызывают затруднения следующие игры:
« 4 –
й лишний»
«Назови одним словом» (обобщение)
«Разрезные картинки»
«Небылицы»
Слайд 9Игры, направленные на развитие наглядно – действенного мышления
Достань шарики.
Взрослый показывает
детям высокую банку с водой,
налитой до половины, на дне
лежат шарики. «В воду
упали шарики, их надо достать». Рядом лежат: Ложка,
черпачок, вилка, палочка с колечком. Детям дается
возможность попробовать все предметы и выбрать
подходящий. При необходимости взрослый показывает
действие с черпачком.
Слайд 10Классификация.
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит
рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Слайд 11КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи
для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и
отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
Слайд 12Домашние, дикие животные и птицы
Попросите малыша найти изображение, какого
либо животного, спросите, где живет,
к какой из 5 сюжетных
карточек её можно присоединить? Предложите ребенку собрать все цепочки из карточек.
Слайд 13Игры, развивающие наглядно – образное мышление
Нарисуй целое.
Взрослый раздает карточки с
разрезным контуром и просит нарисовать целую картинку. Ребенок рисует, а
затем называет предмет, который он нарисовал. После этого просит найти свою картинку и снова нарисовать.
Слайд 14УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком
овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.
Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Слайд 15Кто кем будет
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а
ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Слайд 16Нелепицы
Предложить ребенку рисунки, в которых содержатся какие – нибудь противоречия,
несообразности, нарушения в поведении персонажей.
Попросить ребенка найти ошибки и
неточности и объяснить свой ответ. Спросить как бывает на самом деле.
Слайд 17Дидактический материал для развития словесно – логического материала.
Упражнение на развитие
гибкости ума и словарного запаса.
Предложить ребенку назвать как можно больше
слов, обозначающих какое – либо понятие:
Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.
Назови слова, относящиеся к спорту.
Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
Слайд 18Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово
является "лишним".
Примеры:
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Слайд 19Говори наоборот
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты
тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать
следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
Слайд 20Упражнение на развитие скорости мышления.
Предложить ребенку поиграть в игру: взрослый
начинает слово, а ребенок его заканчивает. Всего предлагается 10 слогов:
ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.