Слайд 1Реферат: "Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями"
Выполнила
социальный педагог МОУ
СОШ № 8
Поликарпова Ольга Вячеславовна
Слайд 2Введение
Теоретические основы изучения проблемы
-Понятие инвалидности и классификация групп детей с
ограниченными возможностями
-Особенности личности детей-инвалидов
-Характеристика семей, имеющих детей -инвалидов
Специфика работы социального
педагога с детьми с ограниченными возможностями
-Нормативно-правовая база социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами
-Технология оказания социальной-педагогической помощи
-Особенности работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями
Анализ опыта работы социально-психологической службы МОУ СОШ № 8
Слайд 3С каждым годом во всём мире увеличивается число лиц с
ограниченными возможностями в результате травм, заболеваний, врождённых нарушений в развитии.
Поэтому всё острее встаёт проблема взаимоотношения общества и инвалида. Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним равнодушны, другие жалостливы и пассивны, третьи – активно участливы.
Политика социального обеспечения строится на убеждении, что капиталовложения в эту сферу не могут быть реально возмещены. Государство откупается от проблем инвалидов финансированием разного рода выплат и мизерными пенсиями. Вопросы лечения не рассматриваются во взаимосвязи с вопросами воспитания и обучения. Вследствие этого растёт отчуждённость человека от общества, жестокость, насилие. Поэтому этой категории жизненно необходима поддержка социально-психологической службы.
Слайд 4Цель исследования: изучить особенности оказания социально-педагогической помощи детям с ограниченными
возможностями и их семьям
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями и
их семьи
Предмет исследования: особенности работы социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями
Задачи:
Изучить и проанализировать работу школы по данной проблеме
Раскрыть особенности личности детей-инвалидов
Охарактеризовать типы семей, имеющих таких детей
Описать опыт работы службы с детьми-инвалидами
Слайд 5Понятие инвалидности
Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное:
Заболеванием
Последствием
травм
Анатомическими дефектами
(Закон РФ «О защите инвалидов» от 24.11.1995 г)
Закон вводит
и признак инвалидности – нуждаемость такого
лица в социальной защите.
Признание инвалидом лица осуществляется Государственной
службой медико-социальной экспертизы на основании
заявления этого лица, его опекуна или по направлению
медицинского учреждения
Слайд 6Инвалиды делятся на несколько групп:
По возрасту: дети-инвалиды и инвалиды- взрослые;
По причинам происхождения инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды –
войны, инвалиды – труда:
По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и
нетрудоспособные;
По характеру заболевания инвалиды могут, относится к мобильным, к маломобильным или неподвижным группам.
Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности,
а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма.
Слайд 7По характеру нарушений выделяют несколько категорий детей-инвалидов:
Дети с нарушением интеллекта
Психическое
заболевание и ранний аутизм.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением
слуха
Дети с нарушением зрения
Дети с комплексными нарушениями развития
Слайд 8Важнейшим аспектом социально-педагогической
деятельности является содействие ранней комплексной
диагностики и
ранней реабилитационной помощи,
медикаментозную коррекцию и психолого-педагогическую
стимуляцию развития.
Обеспечение комплексного
пролонгированного сопровождения ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения на всех возрастных этапах в рамках индивидуальной программы реабилитации.
Содействие в организации новых форм учреждений для дневного пребывания.
Содействие реорганизации действующих домов – интернатов.
Разработка методического обеспечения.
Осуществление поддержки семьи.
Слайд 9В развитии ребенка-инвалида
наблюдается ряд особенностей, связанных
с его изолированностью
от общества.
Психологи и педагоги выделяют как
результат заболевания ряд
проблем,
свойственных таким детям. Одна из них
- проблема подросткового эгоцентризма
как умственной позиции в познании себя и
окружающего мира.
Слайд 10Невостребованность молодых инвалидов и
их социальная изоляция препятствует
формированию активной
жизненной
позиции. У подростка - инвалида не
складывается устойчивая положительная
самооценка, не формируется базовое
чувство доверия к миру. В связи с этим не
редко инвалиды детства воспринимают
всех людей как недоброжелательное
окружение
Слайд 11Социальные педагоги и психологи,
работающие в школе, констатируют
дезадаптацию больных
детей по причине
так называемого школьного невроза.
Невроз – невротическое
состояние ребенка,
возникающее в результате обиды,
нанесенного словом или жестом. Ученые
систематизировали школьные неврозы в
зависимости от их проявления:
Слайд 12ребенок часто плачет, разбрасывает вещи – истерический невроз:
быстро утомляется, плохо
спит, раздражителен – неврастения;
его преследует мысль о своих неудачах –
невроз навязчивых состояний;
преследует мысль, что на него показывают пальцем – фобический невроз;
ему кажется, что все над ним насмехаются, - депрессивный невроз;
ему свойственно упадническое настроение – ипохондрический невроз;
узнав о своей болезни, он, как ему представляется, начинает жить в другом мире – диперсанализационный невроз;
ребенок говорит: «От этой болезни у меня дергаются веки» - системный невроз;
от ожидания обострения хронической болезни ребенок переживает чувство ужаса – невроз ожидания;
ребенок агрессивен, когда его называют больным, - эмоциональный невроз.
Слайд 13Характеристика семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями, и их
основных проблем.
Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты. (Матери-одиночки)
Слайд 14Вторая группа семей характеризуется стилем холодного
общения: – гипопротекцией, снижением
эмоциональных
контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со
стороны
обоих родителей или одного из них собственных
нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее
внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные
требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать
собственный психический дискомфорт за счет эмоционального
отвержения ребенка.
Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный
отпечаток на способ выхода из нее, который избирает семья.
Именно в этих семьях наиболее часто встречаются случаи
скрытого алкоголизма родителей.
Слайд 15Третью группу семей характеризует стиль
сотрудничества – конструктивная и гибкая
форма
взаимоответственных отношений родителей и ребенка в
совместной деятельности. Как
образ жизни, такой стиль
возникает при вере родителей в успех своего ребенка и
сильные стороны его природы, при последовательном
осмыслении необходимого объема помощи, развитии
самостоятельности ребенка в процессе становления
особых способов его взаимодействия с окружающим
миром.
Слайд 16Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль
семейного общения, который характеризуется
родительской установкой на авторитарную
лидирующую позицию (чаще отцовскую). Такой вид
отношений проявляется в пессимистическом взгляде на
будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в
жестких родительских предписаниях, неисполнение
которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют
неукоснительного выполнения всех заданий,
упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его
двигательных, психических и интеллектуальных
возможностей. За отказ от выполнения этих требований
нередко прибегают к физическим наказаниям.
Слайд 17На первое место среди экономических, социальных,
психолого-педагогических, медицинских, этических проблем
семей, имеющих детей с инвалидностью, выдвигается
материальное положение. Основная часть
семей располагает
весьма скромным достатком, который складывается из
заработной платы мужа и социальной пенсии ребенка по инвалидности. Мать в этих семьях лишена возможности
полноценно работать. В каждой пятой семье мать не работает из-
за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждения с дневным
пребыванием для детей-инвалидов отсутствуют. В каждой
десятой семье мать имеет случайные заработки. Надомные
формы труда в настоящее время развиты недостаточно,
предприятия не идут на утверждение гибкого трудового графика
и предоставление права на неполный рабочий день для матери
ребенка-инвалида.
Слайд 18На втором месте находятся
проблемы обучения и
реабилитации ребенка средствами
образования.
Большинство детей обучаются в
специализированных
образовательных учреждениях
интернатного типа.
Слайд 19Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями и
их семьями
Работая с такими детьми, социальный педагог помогает, как
можно
раньше организовать их лечение, консультирует
родителей, как приучать ребенка к самообслуживанию, развивать
стремление к знаниям. Он помогает организовать больных детей,
их контакты со сверстниками с целью привития таким детям
навыков общения, правильного культурного поведения. Важным
является физическое развитие, приобретение навыков
домашнего труда и самообслуживания, чему способствует
организованное социальным педагогом трудовое воспитание и
обучение больного ребенка. Работа социального педагога с
каждой категорией больных детей (в центрах, в приютах, в семье,
в специальных учебных заведениях) имеет много общего.
Слайд 20Работа социального педагога с такими детьми
предполагает:
изучение воспитанника, выявление причин
заболевания, отставания в развитии и обучении;
определение форм и методов индивидуальной
работы;
организацию обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка;
оказание помощи воспитаннику, находящемуся в ситуации кризиса;
консультацию родителей;
выработку единых педагогических требований с сотрудниками службы в работе с каждым ребенком;
соблюдение прав ребенка.
Слайд 21Необходимо помочь ребенку приобрести
умения и навыки общения в окружающей
его
среде. Для определения трудностей общения
детей-инвалидов со здоровыми детьми
социальный педагог составляет программу, по
которой ребенок подготавливается к такому
общению, принимая участие в конкурсах,
проведении дней рождения, обсуждении книг
и фильмов, по мере возможности включает
его в трудовую деятельность
Слайд 22Задача социального педагога и родителей:
организация полноценного общения, как духовно-практической
деятельности, что предполагает:
формирование культуры общения у родителей и ребенка
включение ребенок
в систему широких социальных связей
психологическая поддержка родителей и ребенка (информирование, консультирование, психологический тренинг).
Слайд 23Первым этапом и важнейшим элементом технологии диагностики социальной среды является
предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением.
Сбор первичной информации,
накопление
материалов,
характеризующих сущность
исследуемого объекта, имеет огромное
значение для последующей работы по
диагностике социума.
Слайд 24Метода «эмпатического слушания»
(Е.Р. Смирнов)
улыбаясь, представиться учащемуся, поздороваться с ним
за руку;
расспросить о том, как он доехал к месту встречи,
перейти на разговор о погоде, о последних событиях, которые его могут интересовать;
высказать комплимент по поводу внешнего вида и т.п.;
перейти к расспросам об общих знакомых, обсудить общие вопросы, не имеющие отношения к обозначенной проблеме;
издалека обозначив начало проблемного разговора, перейти к поэтапному процессу эмпатического слушания.
Слайд 25Второй этап технологии диагностики социальной среды – общая диагностика.
Наблюдение. Это
метод, применяемый при изучении внешних проявлений поведения людей, без активного
вмешательства в их деятельность.
Беседа. В социально-педагогической практике это метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
Анкетирование. Метод множественного сбора информации путем опроса респондентов (испытуемых).
Интервью. Индивидуальный опрос респондентов по заранее определенной теме.
Личностный опросник. Использование стандартизированной анкеты, содержащей вопросы, на которые респондент дает либо положительный, либо отрицательный ответ.
Мониторинг. Организация пролонгированного отслеживания состояния исследуемой проблемы.
Слайд 26Третий этап диагностики социальной среды – специальная диагностика.
Выделенные в процессе
общей и специальной диагностики проблемы составляют в комплексе социальный диагноз
– заключение о состоянии исследуемого объекта или явления.
Важнейшим принципом реализации технологий социальной диагностики является включение в процесс исследования практических работников, занятых в этой сфере.
Слайд 27Особенности работы социального педагога с семьями, имеющих детей с ограниченными
возможностями.
Ведение занятий с больным ребенком и его матерью ставит
следующие
цели:
обучение матери методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;
коррекция внутреннего психологического состояния матери;
коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком.
Эти цели решают следующие задачи:
Коррекция не конструктивных форм поведения матери, как агрессивность, и необъективная оценка матери поведения ребенка, негативное желания, стремление уйти от трудностей.
Формирование понимания матери проблем ее ребенка.
Слайд 28Опыт работы
социально-психологической службы
с детьми с ограниченными возможностями на
базе
МОУ СОШ № 8
Ленинского округа
г. Комсомольска-на-Амуре
Слайд 29В школе действует социально-
психологическая служба. Субъектами деятельности являются:
социальный педагог;
отдел семьи;
психолог;
медик;
классный
руководитель.
Слайд 30Работа проводится по следующим направлениям:
социальная помощь (материальная);
психолого-педагогическая поддержка (духовная,
консультация, беседы, диагностики);
образовательная (индивидуальное обучение на дому);
организация досуга (кружковая работа,
концерты, просмотр кинофильмов, утренники);
профориентационная (обучение элементарным диагностическим практическим навыкам).
Слайд 31В школе детей-инвалидов – 5.
Группы по характеру заболеваний:
сахарный
диабет, укорочение
нижней конечности, ДЦП, аутизм,
порок развития толстого кишечника
Слайд 32Групповая и индивидуальная психопрофилактическая работа проходит в различных формах: группах
социально – психологического тренинга, деловых и организационно – управленческих играх,
клубах, группах и вечерах общения, семейно – психотерапия, игровой психологической коррекции общения дошкольников и школьников, психологических консультациях.
Слайд 33В групповой профилактической работе используется следующие виды групповой деятельности: групповые
дискуссии, ролевые игры, групповое художественное творчество, библиотерапия (обсуждение образов и
обобщения из литературных произведений). Большое значение в деятельности группы имеет невербальные способы общения, рисунок, пантомима, схемы, музыка, анализ первого впечатления, его прогнозирование, диагностика и самодиагностика.
Слайд 34Для эффективного воздействия разработана программа, которая включает четыре необходимых взаимосвязанных
компонента:
создание и поддержание хорошего контакта педагога с детьми благодаря обеспечению
ситуации успеха;
снятие стрессогенных факторов с помощь психологической разрядки;
обеспечение принятия каждого ребенка другими детьми;
развитие творческих способностей ребенка, способствующих повышению его самооценки.
Слайд 35Для изучения родителей, внутрисемейных отношений
применялся тест - опросник родительского
отношения, позволяющих выявить отношение
родителей к воспитанию детей и общению
с ними, как
системе чувств к ребенку, поведенческих стереотипов,
особенностей восприятия ребенка родителями.
Родительское отношение оценивалось по пятибалльной шкале:
принятие-отвержение;
симбиоз;
авторитарная гиперсоциализация;
маленький неудачник.
Слайд 36Для изучения ребенка – инвалида применялась
диагностика социально-психологической
адаптации подростка
К. Роджерса и
Р. Раймонда. На основании
высказываний о человеке
его переживаниях,
мыслях, привычках, стилях поведения и
соотнесения их к собственным образам жизни
ребенка определялись интегральным
показателем: адаптивность, лживость, самопринятие
себя, принятие других, эмоциональная комфортность,
интернальность (внутренний контроль), стремление к
доминированию.
Слайд 37Для изучения готовности педагога к работе
с детьми – инвалидами
и их родителями
мы применяли анкетирование классных руководителей
в ходе
которого выяснилось отношение классного
руководителя к данным учащимся (оценка умственных
способностей, уровня воспитанности, черт характера,
доминирующих факторов его воспитания, ценностных
ориентаций, интересов, а также оценка семейного
воспитания, обстановки в семье, требований к ребенку,
методов воспитания, взаимодействия с учителями).
Слайд 38В результате эксперимента было выявлено:
В отношении детей – инвалидов:
недостаточная степень социально - психологической адаптированности детей с нарушениями в
развитии;
недостаточная высокая степень принятия других людей;
сниженная эмоциональная комфортность.
диагностика, проведенная с привлечением классных руководителей, позволило установит объективную позицию исследуемых детей в системе учебной деятельности, относительно их низкий уровень успеваемости
среди ценностных ориентаций выявлено преобладание: отношение со сверстниками, уважение с окружающими, общение с друзьями;
интересы детей: творческие занятия, дополнительное образование, общение с друзьями, развлечение.
Слайд 39В отношении родителей:
анализ семейной обстановки, семейного воспитания, межличностных взаимоотношений в
семье, показал сниженную степень принятия родителями ребенка;
широкое применение авторитарных методов
в семье;
высокую степень инфантилизации ребенка родителями.
недостаточное взаимодействие родителей с образовательным учреждением;
Слайд 40В отношении классных руководителей:
Анкетирование классных руководителей, показало недостаточное глубокое знание
ими индивидуальных особенностей детей доминирующих качеств характера, ценностных ориентаций и
интересов, что свидетельствует о недостаточной сформированности умений психолого-педагогической диагностики. У классных руководителей вследствие чего невозможен индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями и их семьям, определение их проблем и нахождение путей решения этих проблем
Слайд 41Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки программы: «Совершенствования системы социальной
адаптации учащимися с ограниченными возможностями на основе оптимизации взаимодействия семьи
и школы.»
Слайд 42Цель программы:
повышение уровня социально –
педагогической адаптации детей с
ограниченными возможностями за
счет оптимизации
взаимодействия ребенка, семьи,
педагога.
Слайд 43Задачи:
помочь ребенку в установлении нормальных взаимоотношений в обществе на основе
обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребенка и коммуникативности;
помощь родителям
в налаживании межличностных взаимоотношений с ребенком, в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребенка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;
помощь педагогам в психолого-педагогической диагностике с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребенка на пути его личностного развития и социальной адаптации.
Слайд 44ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
1.Работа с детьми – инвалидами.
2.Работа с семьей.
3.Работа с педагогическим коллективом.
Слайд 45Инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень
культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к
инвалидам ведут к духовной деградации всего общества.
Слайд 46«Не бойся, пожалуйста, доктора Льва!
Он в горло зверюшке заглянет сперва
И
выпишет срочно рецепт для больного:
«Таблетки, микстура и тёплое слово,
Компресс,
полосканье и доброе слово,
Горчичники, банки и нежное слово, -
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без тёплого слова,
Без нежного слова – не лечат больного!»
Юнна Мориц