Слайд 1
Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего
дошкольного возраста ( мнемотехника, ТРИЗ)
выступление на педагогическом совете
Зайкова Елена
Алексеевна
Воспитатель высшей категории
ГБДОУ д/с№2 Калининского района
ноябрь 2012
Санкт-Петербург
Слайд 2МНЕМОТЕХНИКА.
Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому,
что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только
на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего» (Плутарх)
Слайд 3К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слайд 4Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Слайд 5Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Слайд 6Карточки- схемы можно использовать
для обогащения словарного запаса,
при обучении
составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании
загадок,
при заучивании стихов:
например
Слайд 7Заучивание стихотворения Е.Трутневой
« Осень»
1 - Стало вдруг светлее
вдвое,
2 – Двор как в солнечных лучах –
3 - Это платье золотое
У берёзы на плечах
4 – Утром мы во двор идём –
5 – Листья сыплются дождём,
6 – Под ногами шелестят
И летят….летят…летят…
7 – Пролетаю паутинки
С паучками в серединке
8 – И высоко от земли
Пролетели журавли
9 – Всё летит!
Должно быть это
Пролетает наше лето.
Слайд 8Можно использовать и другой приём: предложите детям самим придумать картинки
– схемы или мнемотаблицу к прочитанной вами сказке или рассказу,
например:
Слайд 9ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
ТРИЗ для дошкольников – это система
коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально
увеличивать ее эффективность.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считали основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
Целью ТРИЗ является не просто развитие фантазии детей. ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками, педагог должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.
Слайд 10Комплекс упражнений «Тренажер ума»:
Тренажер 1.
1. Вспомни, как выглядит
твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся
на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
2.Одно из этих слов лишнее. Расшифруй и узнай какое? Почему?
Слайд 11 Тренажер 2.
Игра
"Скелет”
Предлагаются определенные сочетания согласных букв.
Например: КНТ или ЗБ...
Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Кто больше придумает слов.
Слайд 12Коллеги!
Дорогу осилит идущий,
поэтому я желаю вам творческих успехов
в нашей интересной
и увлекательной деятельности!
Слайд 13 Спасибо за внимание!
Зайкова Елена Алексеевна
Воспитатель высшей категории
ГБДОУ
д/с№2 Калининского района ноябрь 2012
Санкт-Петербург