Слайд 1Экология устами младенца
Обобщающий урок
Рындина Т.П.
Белинский район
Пензенская область
с. Верхние
Поляны
Слайд 2Цель:
дать представление о полной взаимосвязи человека и природы, об ответственности
за окружающий человека мир природы; показать детям, что человек –
работник в царстве природы; учить детей выполнять законы природы, показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы; воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром; развивать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, природой, с ориентацией на ненасильственную модель поведения; развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся.
Слайд 3Оборудование:
магнитофон с записью вопросов для учеников, с голосами птиц
в весеннем лесу, с записью слов об экологической тревоге; жетоны
с названием команды для каждого члена команды; простой карандаш на парте каждого ученика.
Слайд 41. Введение в тему урока.
Берегите Землю, Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку
на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц
над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Слайд 52. Работа по теме урока.
Итак, дорогие друзья, мы рады приветствовать
вас на развлекательно – познавательной программе «Экология устами младенца». Мы
обобщим знания, полученные вами на минутках экологии, познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу, расскажем о том, как стараемся охранять природу. Сегодня за право назвать себя лучшими экологами класса будут бороться три команды.
Слайд 6 «Росинка»
Росинка
дрожала на тонком листке,
Речонка дышала, шурша в тростнике.
В росинку гляжу
я и вижу, что в ней
Играет, ликуя, так много огней.
Их еле заметишь, так малы они,
Но где же ты встретишь такие огни?
Слайд 7 «Льдинка»
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась,
а вода
Неподвижна и тверда.
снежинки. Это мы – парашютики зимы.
Это мы над вами кружим,
это мы с ветрами дружим,
Мы танцуем дни и ночи даже несколько недель!
Наши танцы, между прочим, называются метель.
Слайд 9Каждая команда получает жетон, на котором будет отмечать свои личные
правильные ответы крестиком. При подведении итогов по этим жетонам будет
определена лучшая команда и лучший эколог класса и команды.
Слайд 10Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и
восход.
И четыре в нём времени года,
И особый в нём музыки
ход.
Итак, друзья, начнём программу!
Проблем у вас большой запас.
А для кого они? Для вас!
Эко – раз ..команда «Росинка».
Эко – два… команда»Льдинка».
Эко – три команда «Снежинка».
Слайд 11Настроимся на работу.
- Что объединяет названия ваших команд? (вода,
роса, лёд, снег – состояния воды – жидкое и твёрдое).
Чем отличается роса, лёд и снег?
Внимание! Внимание! Экологическая тревога! (Дети читают подготовленные выступления об Аральском море или других катастрофах и проблемах).
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
4. Экологическая тревога!
Слайд 12
Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к
пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёт
он, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
Что человек - венец природы
И без природы нам конец?
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тишину:
Журчит, лепечет ручеёк
О том, что путь далёк - далёк.
Упала шишка, скрипнул сук,
Жужжит, жужжит тяжёлый жук,
Листва рассказывает сны…
Ты слышишь голос тишины.
(Прослушивание записи голосов птиц).
Слайд 135. Экология устами младенца.
А теперь послушаем голоса детей и их
рассуждения на ему «Экология устами младенца». Назовите, о чём говорят
дети.
Прослушивание магнитофонной записи голосов детей с вопросами для учащихся.
1. Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах (браконьер)
2. Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели (парк).
3. Светящий шар, горячий. А ещё это звезда или планета
( солнце).
4. Это то, где всё сажают, и когда она есть, то на деревьях листики вырастают (почва).
5. Она большая и грязная. И мама н разрешает по ней бегать. (лужа).
6. Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя там делать(заповедник)
Слайд 146. Конкурс «Загадки».
1. В трубе задерживает дым, пыль, есть в
сигаретах (фильтр).
2. Чёрный воздух, облако, как пыль, бывает, когда топят
печку (дым).
3. Там квакают лягушки и растут камыши (болото).
4. Это когда не бывает дождя, жарко, как в пустыне (засуха).
5. Его выдыхают животные и люди, от него гибнет всё живое (углекислый газ).
6. То, что нас везде и всегда окружает (природа)
7. То, что идёт от солнца, а вечером от лампы (свет).
8. маленькие санитары природы, мы их не видим (микроорганизмы).
9. Его выделяют растения (кислород).
10. Птицы, рыбы, звери. Цветы. Деревья, человек. Всё это вращается вместе с Землёй и называется одним словом(биосфера).
11. Рыбам - вода, зверю - лес, птицам - воздушное пространство. А в экологии это называется … (средой обитания).
12. В году их четыре. Сначала птицы прилетают, потом выводят птенцов, затем они улетают опять, а в это время медведь спит в берлоге (времена года).
Слайд 157. «Понималки».
К нам сегодня на урок пожаловали Его Величество со
своей свитой. Послушайте, что они расскажут вам.
Ведущая. В некотором царстве.
В некотором государстве жил – был царь со своим семейством.
Царь. Царь я, аль не царь?
Слуги Царь. Батюшка, царь!
Царь. Хочу я в век 21, год 2008 совершить путешествие и посмотреть, что стало с моим царством – государством.
Ведущая. Скажу вам по секрету. Прибыл царь здесь. В нашем времени, неделю и вот результат.
Царь. И как же именуется эти хоромы?
Слуги. Школа …
Царь. А-а –а .. А где же трон?
Слуги. Так от же. Это теперь именуется стол учительский.
Царь. До чего неудобен этот ваш престол.
Ведущая. Да что вы, что вы, Вше Величество. Здесь у нас журнал лежит, пособия, а учитель на стуле сидит или у доски урок объясняет.
Слайд 16Царь
Что ж. и я тут посижу,
Речь вам умную скажу:
У меня
нет интереса
До учебного процесса,
А вызывает интерес
Весь житейский ваш процесс.
Отвечайте мне
немедля,
Чтоб вас всех попутал бес!
Ведущая Не извольте гневаться, Ваша милость!
Царь. Как же так, как вам не стыдно!
Мне порядку тут не видно.
Кто бумажки разбросал?
Кто скамейки поломал?
Где цветущие газоны?
И дорожки не метёны.
Али снова печенеги
Совершили к нам набеги?
А казна моя? Пуста?
Царевна.
Казначей, слуга наш верный!
Мы велим тебя казнить!
Что с богатством государства –
Вмиг извольте доложить.
Что творится! Не могу!
Я на Марс сейчас сбегу.
Сколько хлеба и воды
Здесь транжирят без нужды.
Ухожу в монастырь! Всё!
Слушать больше не могу,
Сам учёных позову.
Эдак можно всю природу
Превратить в одни отходы.
Слайд 178. Конкурс «Объяснялки».
Одна из отраслей экологии называется социальной; она рассматривает
взаимоотношения между людьми: как они общаются между собой, насколько вежливы,
аккуратны. Послушайте стихотворение «Вежливый индюк» и подумайте, почему у индюку никто не шёл в гости.
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раза по три в день, не реже,
Он кричал: «Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости
Поучиться вежливости.
.Я и сам, - кричал индюк,-
Доктор вежливых наук,
И жена мя - пример
Замечательный манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, осёл!
Слайд 18Заходи, садись за стол,
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду,
спасибо!» Ждёт тебя моя семья.
Ты не будь свиньёй свинья!
Только раньше
бы умыла
Ты свой свиное рыло!»
Как ни бился он, однако,
К индюку никто не шёл-
Ни корова, ни собака,
Ни Хавронья, ни осёл .Посинел индюк от злости:
«Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды.
Все они балды –балды!»
И добавил с высоты
Своего величия:
«Н усвоили они
Правила приличия!»
-Объясните, почему же к индюку никто не шёл в гости?
Слайд 19Ведущая.
Ваше величество! Подождите, послушайте. Изучая экологию - науку о
нашем зелёном доме, планете Земля, мы учимся, как надо себя
вести в природе, рассказываем об этом малышам. Не волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от природы, и мы её будем любить и охранять.
Царь.
Что ж, отрадно слышать это.
Царевна.
Батюшка любимый мой,
Нам пора уже домой.
Царь. Погоди, царевна. Дочь моя,
Ведь хочу услышать я,
Как природу охраняют
Новые мои друзья.
Возвращаюсь в своё царство,
В тридевятое государство,
И, надеюсь, мой урок
Будет вам, ребята, впрок.
Царевна.
Чтобы вы дары природы
Умножали год от года.
Царь.
Чтобы было что опять
Своим внукам передать.
Все.
Мы свою природу - мать
Должны любить и охранять!
Слайд 209. Итог урока.
Вы на славу потрудились сегодня. Рассказали о том.
Что человек должен жить в мире с природой. Учились соблюдать
законы природы, учились умению общаться со своими сверстниками и природой.
Мы подсчитали результат вашей сегодняшней работы, и оказалось, что:
лучшей командой сегодня была ….
лучшими игроками в этой команде были…..
лучшим экологом в классе стал…
Поздравляем всех, потому что все трудились. Старались, и без победы каждого из вас не было бы общей победы.