Слайд 1Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»:
Замысел, Мифы и Реальность
апрель
2011
Слайд 2Предыстория законопроекта
2000 г. - общие принципы законодательства по образованию в
СНГ
декабрь 2004 г. – предложение по созданию образовательного кодекса (интегрированного
закона)
май 2005 г. – интегрированный законодательный акт включён в планы Правительства РФ
2008 г. – один из итогов практики реализации Национального проекта «Образование» – новая модель и изменение законодательства
июнь 2009 г. – создание рабочей группы Минобрнауки России
май 2010 г. – материалы законопроекта на сайте Минобрнауки России
декабрь 2010 – январь 2011: обсуждение на специализированном сайте, работа комиссии Яковлева В.Ф.
Слайд 3Результаты общественного обсуждения
Общественные слушания в Государственной Думе и Совете Федерации
Обсуждения
в федеральных округах и регионах
11 тысяч отзывов на zakonoproekt2010.ru
Законопроект необходим
создание
общественных институтов влияния на образование
способ оформить общественные дискуссии
Слайд 4Дублирование норм разных федеральных законов
Закон РФ «Об образовании» и ФЗ
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части:
приема в вузы
установления
полномочий органов власти
экономики системы высшего профессионального образования
прав объединений работодателей в сфере образования
Закон РФ «Об образовании» и Трудовой кодекс РФ в части трудовых отношений педагогических работников
ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Трудовой кодекс РФ в части гарантий прав лицам, совмещающим работу с обучением
Закон РФ «Об образовании» и Закон РФ «О языках народов России» в части изучения родных языков
Слайд 5Противоречивость
законодательства об образовании
Закон РФ «Об образовании» 1992 г. и
Конституция РФ 1993 г. (ст. 43): общедоступность среднего профессионального образования
Закон
РФ «Об образовании» и другие федеральные законы
(ФЗ «О статусе военнослужащих»):
установление льгот и преимуществ при приеме (внеконкурсный приём только ли на военные направления подготовки?)
Закон РФ «Об образовании» и Гражданский кодекс РФ в части использования понятий «учреждение», «организации» (дополнительные юридического лица)
Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части используемого понятия пенсии для педагогических работников (разница понятий: не пенсия за выслугу лет – досрочная пенсия)
Слайд 6Изменения в законодательство
Слайд 7Основной замысел - 1
Прежнее законодательное регулирование было построено на ведомственных
принципах: не случайно два закона регулируют разные уровни образования
Прежнее (старое)
законодательство построено на воспроизводстве демократических начал и рыночных принципов внутри системы образования:
негосударственное образование
институты регулирования образовательного рынка, опирающиеся на потребности отраслей (ведомственные аккредитация и установление перечня учебников)
академические свободы образовательных учреждений (самостоятельность утверждения образовательных программ)
отказ от политических функций школы
Вопрос о соразмерности задач «старого» и «нового» законодательства: не переделка системы, а оформление «вызревших» институтов
Слайд 8Основной замысел - 2
Акцент: От построения рыночных правил деятельности отрасли
в начале 90-ых к обеспечению модернизации, основным движителем которой является
человек
Закон не для отрасли, а для расширения образовательных возможностей граждан
Качество законодательного регулирования определяется тем, насколько расширяются образовательные возможности граждан
Новый замысел не означает оскудение отраслевого регулирования
Вопрос о жанре нормативного правового регулирования
Модернизацию простым расширением свобод не обеспечить
Слайд 1010 конкретных изменений
1. ФГОС дошкольного образования:
предъявленные требования к результатам и
структуре программ (без аттестации)
муниципалитеты обязательно создают условия
необязательное посещение
2. Возможность выбирать
учебные курсы как внутри ОУ, так и вне его
3. Расширение выбора образовательных ресурсов – не только печатные, но и электронные
4. Максимальное высвобождение времени на образование за счёт электронной отчётности, подачи заявлений, документооборота в целом
Слайд 1110 конкретных изменений
5. Общедоступность среднего профессионального образования:
Высококвалифицированные рабочие
Специалисты среднего звена
6.
Расширение полномочий общественных советов с участием родителей, работодателей, обучающихся
7. Аккредитация,
направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов
Слайд 1210 конкретных изменений
8. Научная деятельность в вузах на уровне специальных
подразделений, развитие практики студентов на предприятиях, возможность преподавательской деятельности специалистов
предприятий
9. Нормативное подушевое финансирование на всех уровнях образования, гибкие финансовые механизмы (программы развития, образовательное кредитование и пр.)
10. Учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование в сфере культуры и искусства
Слайд 13
«Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не
является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешённые
вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений. Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлёсткими, но при этом поверхностными и безответственными.
Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет»
Слайд 141. Образование станет платным
МИФ (заблуждение, дезинформация):
Образование образовательная услуга
платное образование
Законопроект уменьшает социальные гарантии
Действительность:
Образование – общественно значимое
благо (ст. 2)
Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование.
В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования (ст.8)
Все гарантии сохранены, их расширение – отказ от других социальных гарантий
Слайд 152. Ликвидируется начальное профессиональное образование
МИФ:
Отсутствует уровень начального профессионального образования
Ликвидируется система подготовки квалифицированных рабочих
Действительность:
Подготовка
квалифицированных рабочих (НПО) будет осуществляться в системе среднего профессионального образования. Это соответствует статье 43 Конституции РФ
НПО 1-й уровень СПО
СПО является общедоступным (без вступительных испытаний)
Слайд 163. Запрещено семейное образование
МИФ:
Получение дошкольного и общего образования возможно только
в образовательном учреждении
Действительность:
Семейное образование – одна из форм обучения (ст.
19)
Родители вправе выбирать любые формы обучения своих несовершеннолетних детей (ст. 46)
Муниципалитеты оказывают методическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей в семье (ст. 89)
Слайд 174. Рушится система образования в сфере культуры и искусства
МИФ:
Новый закон
об образовании уничтожает систему образования в сфере культуры и искусства.
Действительность:
Новый
закон об образовании (в отличие от действующего) содержит отдельную статью об особенностях образования в этой сфере
Закрепляются новые нормы:
- дополнительные предпрофессиональные программы
- образовательные программы СПО, интегрированные с общеобразовательными программами
- ассистентура-стажировка
- возможность получить бесплатно второе высшее образование
Слайд 185. Снижаются меры социальной поддержки студентов
МИФ:
Исключена социальная стипендия
Снижаются меры
соцподдержки студентов
Действительность:
Социальная стипендия была предусмотрена
в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» в том же объеме и размере
Это дополнительная возможность увеличения ресурсов системы образования
Возврат в законопроект
Слайд 196. Ограничиваются права граждан на изучение родного языка (обучение на
родном языке)
МИФ:
Законопроектом накладываются существенные ограничения на реализацию прав граждан на
изучение родных языков (обучение на родном языке)
Действительность:
Государство обеспечивает возможность получения гражданами образования на языках народов Российской Федерации (ст. 8)
Субъекты РФ самостоятельно регулируют вопросы изучения языков, являющихся государственными языками республик в составе Российской Федерации (ст. 8)
В реестре примерных образовательных программ общего образования будут примерные образовательные программы (программы учебных курсов) по родным языкам
Слайд 207. Законопроект слишком большой
МИФ:
Законопроект слишком большой, значительно объемнее действующего Закона
РФ «Об образовании»
Действительность:
Как интегрирующий систему образования, законопроект включил в себя
нормы Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и большинства типовых положений об образовательных учреждениях
В суммарном объеме указанные акты значительно (почти в три раза) превышают проект нового федерального закона
Закон США по общему образованию – 700 стр.
Слайд 21Дальнейшее обсуждение
Материалы второй и третьей версии
Обсуждение не только закона, но
и подзаконного регулирования
Уход от популистских лозунгов и нереалистичных фантазий (в
связи 20-летием самого нереалистичного нормативного правового акта)
Потенциал августовских совещаний учителей
Слайд 22Дальнейшее обсуждение: тематизмы
Электронное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей
индивидуальных образовательных программ
Финансово-экономические механизмы: справедливое распределение ресурсов и равный доступ
к качеству образования
Оценка качества: переход от распределения статусов к содержательной оценки результатов образования
Общественное участие: расширение полномочий, реальная дееспособность и наличие компетенций
Закон и подзаконные акты: как построить стройную систему норм