Разделы презентаций


Физика в литературе 7-11 класс

Содержание

Физика в литературеЦель презентации: рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе. Познавательные:- формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин;- развитие интереса к художественной литературе;Воспитательные:- воспитание

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Районный конкурс методических материалов «Мой предмет в литературе»
2015 год

- Год литературы
Физика в литературе
Автор:
Соснин Семен Николаевич
учитель физики и информатики
для

обучающихся 7 – 11 классов

п.Авнюгский2015

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» «Авнюгская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс методических материалов «Мой предмет в литературе» 2015 год - Год литературыФизика в литературеАвтор:Соснин Семен Николаевичучитель

Слайд 2Физика в литературе
Цель презентации: рассмотреть примеры и способы описания физических

явлений в художественной литературе.

Познавательные:
- формирование системы знаний об окружающем

мире через интеграцию учебных дисциплин;
- развитие интереса к художественной литературе;
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса к изучению природных явлений описанных в литературных произведениях;
- воспитание патриотических чувств и национальной гордости на примерах литературных произведений русских поэтов и писателей.

Задачи

Физика в литературеЦель презентации: рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе. Познавательные:- формирование системы

Слайд 3Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их

все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от

всех прочих Рене Декарт

Французский математик,
философ, физик и физиолог
(1596 г -1650 г.)

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С.Пушкин

Все науки настолько связаны  между собою, что легче изучать  их все сразу, нежели какую-либо одну

Слайд 4Джордж Ноэл Гордон Байрон
“Дон Жyaн”:
“Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его

же и спасло,–
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведения мучительное зло.
Дорогу к новым

звездам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлем свои машины”

Вопрос: О каком открытии И. Ньютона идет речь?

Ответ: Закон притяжения

Джордж Ноэл Гордон Байрон“Дон Жyaн”:“Так человека яблоко сгубило,Но яблоко его же и спасло,–Ведь Ньютона открытие разбилоНеведения мучительное

Слайд 5А.А. Блок “Все чаще по городу брожу”...

“Запнулась запыхавшаяся лошадь, Уж

силой ног не удержать седла, И утлые взмахнулись стремена, И полетел, отброшенный

толчком...”

Вопрос: Объясните падение всадника с точки зрения физики?

Ответ: Лошадь двигалась вперед, ногами запнулась, и останавливается. В результате, всадник, находившийся на лошади, вылетает из седла, т.к. его тело продолжает движение, движение по инерции

А.А. Блок “Все чаще по городу брожу”... “Запнулась запыхавшаяся лошадь, Уж силой ног не удержать седла, И

Слайд 6Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье
«Стоило коню остановиться…как Рыцарь тут же

летел вперед. А когда конь снова трогался с места…Рыцарь тот

час падал назад».

Вопрос: Почему рыцарь то летел вперед, то отклонялся назад?

Ответ: Здесь тоже проявление инерции. Рыцарю для остановки или для движения со скоростью лошади нужно какое-то время. Поэтому рыцарь падает то вперед, то назад

Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье«Стоило коню остановиться…как Рыцарь тут же летел вперед. А когда конь снова трогался

Слайд 7А.А. Блок “Двенадцать”

“Завивает ветер белый снежок. Под снежком – ледок, Скользко, тяжко,

всякий ходок. Скользит – ах, бедняжка! Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: –

Уж мы плакали, плакали... Поскользнулась И – бац – растянулась!..”

Вопрос: Почему лед скользкий?

Ответ: Между льдом и соприкасающимся телом образуется очень тонкий слой воды и трение скольжения резко уменьшается

А.А. Блок “Двенадцать”“Завивает ветер белый снежок. Под снежком – ледок, Скользко, тяжко, всякий ходок. Скользит – ах,

Слайд 8Ю.П. Кузнецов «Отцепленный вагон»:

Усыпил нас большой перегон,
Говорят, отцепили вагон
На каком-то

безвестном разъезде.
Мы, не зная, из окон глядим.
Только поезд пройдет вдоль

разъезда,
Нам покажется – мы не стоим,
А безмолвно срываемся с места.
Только он промелькнет – обнажится
То же зданьице, поле окрест.
То умчится, то снова примчится
Наш вагон на пустынный разъезд

Вопрос: Какой физический принцип иллюстрируют эти поэтические строки?

Ответ: Принцип относительности движения

Ю.П. Кузнецов «Отцепленный вагон»:Усыпил нас большой перегон,Говорят, отцепили вагонНа каком-то безвестном разъезде.Мы, не зная, из окон глядим.Только

Слайд 9А.Т. Прасолов
«В тяжких волнах наружного гула»

В тяжких волнах наружного

гула
И в прозрачном дрожанье стекла
Та же боль, что на время

уснула,
И опять, отдохнув, проняла

Вопрос: Почему стекла в окнах иногда дрожат?

Ответ: При совпадении собственной частоты колебаний оконных стекол с частотой колебаний наружного воздуха наступает резонанс. При этом амплитуда стекла возрастает.

А.Т. Прасолов «В тяжких волнах наружного гула»В тяжких волнах наружного гулаИ в прозрачном дрожанье стеклаТа же боль,

Слайд 10А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,


Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О

да Е.

Вопросы: Какое физическое явление происходило, когда Татьяна дышала «на стекла хладные»? Почему стекло стало «отуманенным»

Ответ: Туман, Конденсация

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»Татьяна пред окном стояла,На стекла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писалаНа отуманенном

Слайд 11Ф.И. Тютчев
«Да, вы сдержали ваше слово…»

Счастлив в наш

век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел

сыскать в себе самом

Вопрос: Что поэт подразумевает под «точкой Архимеда»?

Ответ: Архимед ввел понятие центра тяжести и вывел закон равновесия рычага, известный по его знаменитой фразе «Дайте мне точку опоры и я подниму Землю»

Ф.И. Тютчев «Да, вы сдержали ваше слово…» Счастлив в наш век, кому победаДалась не кровью, а умом,Счастлив,

Слайд 12И.В. Северянин «Идиллия»

Разведи костер у брода,
Где ковровые поля;
Пусть потрескивает хворост,
Согревает

земля.
Вопрос: Почему потрескивает хворост?
Ответ: Воздух и водяные пары, содержащиеся в

дереве, при нагревании расширяются и разрывают волокна дерева, поэтому слышен треск.
И.В. Северянин «Идиллия»Разведи костер у брода,Где ковровые поля;Пусть потрескивает хворост,Согревает земля.Вопрос: Почему потрескивает хворост?Ответ: Воздух и водяные

Слайд 13И. А. Бунин
«Бушует талая вода…»

Дымятся черные бугры
И утром

в воздухе нагретом
Густые белые пары
Наполнены теплом и светом
Вопрос: Почему весной

«дымятся черные бугры»?

Ответ: Черные бугры солнцем нагреваются сильнее, чем окружающая почва, и начинается интенсивное испарение. В утреннем, еще холодном воздухе пары конденсируются.

И. А. Бунин «Бушует талая вода…» Дымятся черные бугрыИ утром в воздухе нагретомГустые белые парыНаполнены теплом и

Слайд 14Л.Н. Мартынов «Гиперболы»:

И нефть, попав из бака в водоем,
Павлиний

хвост внезапно распустила.
Она об органическом своем
Происхожденьи снова загрустила.
Вопрос: Почему нефть

на поверхности воды окрашивается в радужные цвета?

Ответ: Наблюдается интерференция света.

Л.Н. Мартынов «Гиперболы»: И нефть, попав из бака в водоем,Павлиний хвост внезапно распустила.Она об органическом своемПроисхожденьи снова

Слайд 15В.А. Солоухин «Коля, назад!»
В парилке. «До стены – не

дотронуться. До каменного сиденья – не дотронуться. На эти каменные

сиденья положены деревянные из планок лежаки. Если из лежака подвысунется гвоздь и сядешь на него – готов волдырь. Однажды пришел к нам мыться человек с нательным крестом, не знал, что его нужно снимать (и мы не знали), на груди моментально появился ожог. С нашей парилкой шутки плохи».

Вопрос: Почему в парилке металл кажется горячее дерева?

Ответ: металл обладает большей теплопроводностью, чем дерево

В.А. Солоухин  «Коля, назад!»В парилке. «До стены – не дотронуться. До каменного сиденья – не дотронуться.

Слайд 16И.С.Тургенев
«Записки охотника»

«Через полчаса появился уездный лекарь, человек небольшого

роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное.»
Вопрос: Зачем

при повышении температуры человеку необходимо потогонное средство?

Ответ: При испарении жидкость охлаждается. Человек потеет, из организма человека испаряется жидкость и тело человека охлаждается.

И.С.Тургенев «Записки охотника»«Через полчаса появился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное

Слайд 17А.П. Чехов. «Степь»
«Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины.

Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился,

но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла наверх»

Вопрос: О какой силе идет речь в этом отрывке? Что вы о ней знаете?

Ответ: О силе Архимеда. Эта выталкивающая сила направлена вверх, зависит от объёма тела, погруженного в жидкость, и от плотности жидкости.

А.П. Чехов.  «Степь»«Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вершины. Описав в воздухе дугу, он упал в

Слайд 181. “Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на

сушь и воды
И не подавят нас с тобой”.
А.С. Пушкин
Физическая ошибка:

Земля вращается, а не неподвижна; не творец держит небо, а все тела притягиваются во Вселенной посредством гравитационных сил притяжения

Примеры физических ошибок в художественной литературе

1. “Земля недвижна; неба своды,Творец, поддержаны тобой,Да не падут на сушь и водыИ не подавят нас с

Слайд 19Примеры физических ошибок в художественной литературе
2. Но лебедь рвётся в облака, рак пятится назад,
 А

щука тянет в воду. Кто виноват из них -
 Судить не

нам, да только воз и ныне там.
(Крылов)

Физическая ошибка: Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем самым вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю. Воз не может быть и «ныне там».

Примеры физических ошибок в художественной литературе2. Но лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, А щука тянет в воду. Кто виноват из

Слайд 203. Сегодня в полдень пущена ракета.
 Она летит куда быстрее света
 И

долетит до цели в семь утра
 Вчера.

  (С. Я. Маршак)

Физическая ошибка: Как вытекает из постулатов теории относительности, скорость света в вакууме является максимально возможной скоростью передачи взаимодействий в природе, поэтому ракета не может лететь быстрее света.

Примеры физических ошибок в художественной литературе

3. Сегодня в полдень пущена ракета. Она летит куда быстрее света И долетит до цели в семь утра Вчера.

Слайд 21 4. « Лист быстро поплыл по течению. Течение было сильное,

и лист плыл очень быстро. Теперь-то уж старая жаба никак

не могла бы догнать Дюймовочку. Жабы кинулись вслед за беглянкой».
(Г. Х. Андерсен)

Физическая ошибка: Дюймовочка плыла на листе кувшинки со скоростью течения, жабы же имели и собственную скорость, поэтому должны были быстро догнать Дюймовочку.

 

Примеры физических ошибок в художественной литературе

 4. « Лист быстро поплыл по течению. Течение было сильное, и лист плыл очень быстро. Теперь-то уж

Слайд 225. Она жила и по стеклу текла,
 Но вдруг её морозом

оковало,
 И неподвижной льдинкой капля стала,
 А в мире поубавилось тепла.
Физическая ошибка:

при кристаллизации теплота выделяется, а не затрачивается.

Примеры физических ошибок в художественной литературе

5. Она жила и по стеклу текла, Но вдруг её морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире

Слайд 236.«Воздушный корабль несся вперед со скоростью ста километров в час,

и висевшая на канате корзина отставала от него и тянулась

позади».
Ж. Верн

Физическая ошибка: Корзина, висевшая на канате, движется с той же скоростью, что и воздушный корабль.

Примеры физических ошибок в художественной литературе

6.«Воздушный корабль несся вперед со скоростью ста километров в час, и висевшая на канате корзина отставала от

Слайд 247. Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. «Весело и легко

было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой

был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу».
Л.Н. Толстой

Примеры физических ошибок в художественной литературе

Физическая ошибка: Чем выше поднимаешься над землей, тем воздух становится более разреженным и дышать становится труднее.

7. Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. «Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел,

Слайд 25Известны случаи, когда писатели в своих художественных произведениях опережали некоторые

научные выводы. Например, римский поэт, живший в начале I в.

до н.э., Лукреций Кар высказал в своем знаменитом произведении «О природе вещей» мысли, которые нашли свое подтверждение лишь в современной науке.

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает;
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Известны случаи, когда писатели в своих художественных произведениях опережали некоторые научные выводы. Например, римский поэт, живший в

Слайд 26«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое

и сердце»
Л.Н. Толстой.

«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце» Л.Н. Толстой.

Слайд 27https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

http://www.tvoyrebenok.ru/images/presentation/literature/b/03.jpg
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98674915
http://elkin52.narod.ru/stixi.htm
http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F6105%2F27226251.8%2F0_91728_a1b60ce_XL&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-933-pd-1-wp-5x4_1280x1024&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B5%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=5&lr=10846&rpt=simage
Интернет ресурсы:
Литература:
Л.А. Горлова «Интегрированные уроки физики: 7-11 классы. – М.:

ВАКО, 2009. – 144 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0http://www.tvoyrebenok.ru/images/presentation/literature/b/03.jpghttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98674915http://elkin52.narod.ru/stixi.htmhttp://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F6105%2F27226251.8%2F0_91728_a1b60ce_XL&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-933-pd-1-wp-5x4_1280x1024&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B5%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=5&lr=10846&rpt=simageИнтернет ресурсы:Литература:Л.А. Горлова «Интегрированные уроки физики: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 144 с.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика