Слайд 1 Формирование читательской компетентности
младшего школьника.
Завязкина Лидия Дмитриевна
учитель начальных классов
МБОУ Новоникольской СОШ
Староказинского филиала
Мичуринского района
2012
Слайд 2 Актуальность
Книга
–это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно
оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…
А.И.Герцен
Слайд 3 Противоречия
МЕЖДУ СНИЖЕНИЕМ
ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МОЛОГО ПОКОЛЕНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАТЬ УСТОЙЧИВЫЙ
ЭМОЦИОННАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ;
МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ЧАСОВ(3Ч.) ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ И НОВЫМ ВЗГЛЯДОМ НА ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ;
МЕЖДУ КОЛЛЕКЦИЕМ ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ВОЗРАСТАНИЕМ ЧИСЛА УЧАЩИХСЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХСЯ ЧТЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ;
МЕЖДУ ОГРОМНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЦОР(CD, DVD И Т.Д.), ДОСТУПНЫМ ШИРОКИМ ВЫБОРОМ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, КРОПОТЛИВОЙ РАБОТОЙ ПЕДАГОГА НАД РАЗВИТИЕМ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ И УМЕНЬШЕНИЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ЧТЕНИЕ И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ЯВНО НЕЖЕЛАНИЕ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ КНИГИ.
Слайд 4ИДЕЯ
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ- ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ УУД, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЛИЧНОСТНОМУ,ОБЩЕСТВЕННОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ, ИХ АДЕКВАТНОЙ АДАПТАЦИИ В СЛОЖНОЙ И ДИНАМИЧНОЙ СОВРЕМЕННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ.
Слайд 5ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ
ФОРМ, МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ-
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Слайд 6 ЦЕЛЬ- ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА,СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК СРЕДСТВА САМООБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Задачи
ИЗУЧИТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ И МЕТОДИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ;
ВЫДЕЛИТЬ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ;
ОСВАИВАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОДУКТИВНОГО(ОСМЫСЛЕННОГО) ЧТЕНИЯ;
РАЗВИВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ЧТЕНИИ(САМОСТОЯТЕЛЬНОМ, ИНИЦИАТИВНОМ) ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК ЧТЕНИЯ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ;
ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ, СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ;
КОНСОЛИДИРОВАТЬ УСИЛИЯ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, БИБЛИОТЕКАРЯ В ДЕЛЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕСТИЖА ЧТЕНИЯ.
Слайд 7ГИПОТЕЗА
Целенаправленное формирование и развитие читательской компетентности будет способствовать повышению техники
чтению, познавательной активности на уроках разных предметных областей, расширению интеллектуальных
возможностей учащихся
Слайд 8Заключается:
1.В системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования
читательской компетентности;
2.В изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
Новизна проекта
Слайд 9Методы исследования
Теоретические ( анализ, сравнение, обобщение);
Эмпирические ( наблюдение, беседа, анкетирование,
анализ продуктов деятельности, подсчёт).
Слайд 10 План работы и сроки проведения проекта.
1.Информационно-аналитический этап- август
–ноябрь 2010 года
-изучение состояния проблемы в теории и практике начальной
школы;
-систематизация дидактического материала;
выработка стратегии;
Входной контроль;
методы опроса (беседы, анкетирование);
техника чтения.
2.Внедренческий этап- декабрь 2010 года –декабрь 2011 года
Разработка методов и приёмов совершенствования навыка чтения;
- разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетентности;
Осуществление совместной работы с родителями и библиотекой.
3. Оценочный этап
Проверка техники чтения;
Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения;
- диагностика уровня развития читательских умения младших школьников.
Слайд 11Направления работы.
Формирование навыка чтения;
Начитанность;
Умение работать с книгой;
Разносторонняя работа с текстом;
Работа
с библиотекой;
Работа с родителями;
Внеклассные мероприятия.
Слайд 12Ожидаемые результаты
Положительная динамика техники чтения
Сформированность читательской компетентности младшего школьника;
Раскрытие творческих
способностей детей;
Повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению;
Расширение кругозора,
интеллектуального и творческого развития детей;
Применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности;
Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их родителей.
Слайд 14Формы и виды работы
Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
Ведение и
изучение читательских дневников;
Создание классной библиотеки;
Уроки читательского мастерства;
Презентации по творчеству писателей;
Для
подготовки к урокам дополнительная литература;
Тесное сотрудничество со школьной библиотекой
День первой книги( прощание с букварём);
Проблемно- поисковые ситуации;
Беседы, дискуссии;
Семейное чтение.
Слайд 15Виды упражнений для совершенствования навыка чтения.
Упражнения в орфоэпическом произношении;
Упражнения, вырабатывающие
внимание к слову( методика по системе Эдигей);
упражнения, развивающие оперативное поле
зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);
упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;
Упражнения для развития осознанного чтения;
Упражнения для формирования правильности чтения;
Упражнения для развития беглого чтения;
Упражнения для развития выразительного чтения.
Слайд 16 Нестандартные уроки
Урок – сказка
Урок – экспедиции(очные и заочные)
Урок – КВН
Урок – соревнование
Урок
– исследование
Урок – деловая игра, ролевая игра.
Урок – лекция
Урок – интегрирование
Урок – инсценирование
Урок - диалог
Слайд 17Методы и приёмы работы с текстом
Слайд 21Результативность
1.Уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению
Слайд 222. Повышение уровня сформированности техники чтения
Слайд 233. Повышение интереса учащихся к чтению
Слайд 244. Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг
Слайд 255. В досуговой деятельности возросло значение книги
Слайд 266. Увеличилось число школьников, посещающих библиотеки
Слайд 27Используемые источники
Н.Н.Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. –М., Просвещение,2006
В.Н.Зайцев. Резервы
обучения чтению.- М., Просвещение, 1991.
И.Д.Ладанов О.А.Розанова Практическое пособие с упражнениями
«Техника быстрого чтения». – М., Просвещение, 1998.
Актуальные проблемы методики обучению чтению в начальных классах. \ под ред. М.С.Васильевой, М.И.Оморковой, Н.Н.Светловской, -М., Просвещение, 1997
Н.Н.Светловская Методика внеклассного чтения.- М., Просвещение,1991.
Образовательная программа «Школа 2100»
Т.А. Ладыженская Школьная риторика. Методический комментарий.- Москва, 1996.
С.В.Решетникова Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов \\ Начальная школа-2006,№2 –стр.61.
И.И.Тихомирова Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004л
Л.С.Выготский Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1991.
Н.Ф.Евдокимова Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88
Слайд 28Используемые источники
Интернет-ресурсы:
www.festival.1september.ru
www.referats.net
www.referats.com
www, Nachalka. Com
www.hr-portal.ru
www.clubook.ru
www.erudites.ru
www.sch549.edusite\programma.html
http://www.edb.rin.ru
www.ezhva-licey.ru\itog uroka
Слайд 29Приложение.
Конкурсы рисунков и поделок.