Слайд 1МБДОУ «Детский сад №5 «Родничок»,
г. Луховицы
«Сохранение и укрепление здоровья ребенка
в условиях ДОО»
Слайд 2ЗДОРОВЬЕ -
здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия,
а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
(по уставу ВОЗ)
Физическое
здоровье
состояние гармонии физиологических процессов и максимальная адаптация к условиям окружающей среды (здоровье тела, рост и развитие органов, физическая активность, иммунитет)
Психическое здоровье
способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями
Социальное здоровье
гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, социальная активность , благоприятное отношение с окружающими, усвоение правил и ценностей общества и т.д.
Слайд 3 Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота
о здоровье - важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. Сухомлинский
Слайд 4Оптимальные условия, обеспечивающие полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении
- профессионализм педагогических кадров;
-
соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;
- организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;
- мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников.
Слайд 5Задачи по сохранению и укреплению здоровья:
· Разработать
алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированный на сохранение
и укрепление здоровья.
· Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Слайд 6Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому
образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития
здоровье сберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.
Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.
Слайд 7Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через
вовлечение родителей в совместную деятельность, а так же организацию консультативной
помощи по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
Слайд 9Физкультурные уголки в группах
Слайд 11 Здоровый образ жизни –
это концепция жизнедеятельности
человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего
питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек
Слайд 12Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
формировать представления
о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть -
плохо; о некоторых признаках здоровья;
воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться; есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
вырабатывать навыки правильной осанки;
обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
развивать художественный интерес.
Слайд 13Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой,
Прогулки,
Рациональное
питание,
Соблюдение правил личной гигиены,
Закаливание,
Создание условий для полноценного
сна
Слайд 14Формы оздоровительной работы:
элементы музыкотерапии, свето- и цветотерапии, арт-терапии,
психорелаксация,
оздоровительные
пробежки,
целевые прогулки,
занятия по формированию начальных представлений о здоровом
образе жизни,
гимнастика пробуждения,
закаливание,
воздушные ванны
игры с водой
занятия физкультурой и ЛФК.
Слайд 15Циклограмма использования оздоровительных мероприятий в режиме дня
Слайд 16
Модель взаимодействия с семьей
Издание газеты детского сада
Слайд 17Система мероприятий для детей с нарушениями осанки, плоскостопием
Наблюдение детей врачом-ортопедом
2 раза в год;
ЛФК: комплексы упражнений с использованием различных атрибутов,
контроль осанки у стены и лёжа;
Консультирование родителей;
Профилактическая работа с раннего возраста;
Осуществление постоянного контроля за посадкой детей за столом, осанкой в течение дня;
Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
Массаж - 2 раза в год курсами.
Слайд 18Здоровьесберегающая технология
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех
этапах его обучения и развития.
Слайд 19ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
Слайд 20 ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
«Не навреди!»
Принцип сознательности и
активности.
Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
Принцип всестороннего и гармонического развития
личности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
Слайд 21 [1] Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных
образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. -
С.65-68.
Слайд 22 Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг.
Ритмопластика.
Динамические паузы.
Подвижные и спортивные игры.
Релаксация.
Технологии
эстетической направленности.
Гимнастика пальчиковая.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика дыхательная.
Гимнастика бодрящая.
Гимнастика корригирующая.
Гимнастика ортопедическая.
Слайд 25Стретчинг
Время проведения : Не раньше чем через 30 мин. после
приема пищи, со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах
либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
Особенности методики проведения: Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
Слайд 26Ритмопластика
Время проведения : Не раньше чем через 30 мин. после
приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со
среднего возраста
Особенности методики проведения: Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Слайд 27Динамические паузы
Время проведения : Во время занятий, 2-5 мин., по
мере утомляемости детей
Особенности методики проведения: Рекомендуется для всех детей в
качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Слайд 28Подвижные и спортивные игры
Время проведения : Как часть физкультурного занятия,
на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью
подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Особенности методики проведения: Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
Слайд 29Релаксация
Время проведения : В любом подходящем помещении. В зависимости от
состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех
возрастных групп
Особенности методики проведения: Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Слайд 30Гимнастика пальчиковая
Время проведения : С младшего возраста индивидуально либо с
подгруппой ежедневно
Особенности методики проведения: Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Слайд 31Гимнастика для глаз
Время проведения : Ежедневно по 3-5 мин. в
любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с
младшего возраста
Особенности методики проведения: Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Слайд 32Гимнастика для глаз
Снимает глазное напряжение, укрепляет мышцы глаз, совершенствует их
координацию
Проводится ежедневно в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки начиная с
младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Слайд 33Гимнастика дыхательная
Время проведения : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Особенности методики
проведения: Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной
гигиене полости носа перед проведением процедуры
Слайд 34Оздоровление организма.
Профилактика ОРВИ.
Активизация обмена веществ в мышцах.
Тренировка
дыхательной
мускулатуры.
Цели дыхательной гимнастики:
Слайд 35 Дыхательная гимнастика
Стрельниковой
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей -
подходит для ребятишек с 3-4 лет. Можно заниматься до глубокой старости, выполнять упражнения всей семьей!
Для первого занятия трех упражнений достаточно. На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой. Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики».
Слайд 36
Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений. Автор методики рекомендует
делать по 3 «захода», включающих в себя все упражнения последовательно,
но при нехватке времени можно ограничиться и одним или двумя «заходами».
Заниматься лучше 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через час.
Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично.
При выполнении упражнений сосредоточьтесь на вдохе (он выполняется с сомкнутыми губами) и не обращайте внимание на выдох – он должен происходить естественно.
Слайд 37Гимнастика бодрящая
Время проведения : Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Особенности
методики проведения: Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание;
ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Слайд 38 Гимнастика
корригирующая
Время проведения : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Особенности
методики проведения: Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента
детей
Слайд 40Причины возникновения плоскостопия:
общая слабость,
пониженное физическое развитие,
рахит,
лишний вес,
тесная обувь,
наследственная предрасположенность.
Слайд 42Здоровье в порядке, спасибо зарядке!
Слайд 44Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры
Занятия
из серии «Здоровье»
Самомассаж
Точечный самомассаж
Слайд 45Проблемно-игровые технологии (игротреннинги и игротерапия)
Время проведения : В свободное время,
можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в
зависимости от задач, поставленных педагогом
Особенности методики проведения: Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Слайд 46Занятия по формированию здорового образа жизни
Время проведения : 1 раз
в неделю по 25-30 мин. со старшего возраста
Особенности методики проведения:
Могут быть включены в сетку занятий в образовательную область «Познание»
Слайд 47Самомассаж
Время проведения : В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами
либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Особенности методики проведения: Необходимо объяснить
ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Слайд 48Точечный самомассаж
Время проведения : Проводится в преддверии эпидемий, в осенний
и весенний периоды в любое удобное для педагога время со
старшего возраста
Особенности методики проведения: Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал
Слайд 49 Коррекционные технологии
Арттерапия
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Технологии коррекции поведения
Психогимнастика
Фонетическая ритмика
Слайд 50Арттерапия
Время проведения : Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин.
со средней группы
Особенности методики проведения: Занятия проводят по подгруппам 10-13
человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
Слайд 51Технологии музыкального воздействия
Время проведения : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы;
либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от
поставленных целей
Особенности методики проведения: Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Слайд 52Сказкотерапия
Время проведения : 2-4 занятия в месяц по 30 мин.
со старшего возраста
Особенности методики проведения: Занятия используют для психологической терапевтической
и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Слайд 53Технологии воздействия цветом
Время проведения : Как специальное занятие 2-4 раза
в месяц в зависимости от поставленных задач
Особенности методики проведения: Необходимо
уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Слайд 54Технологии коррекции поведения
Время проведения : Сеансами по 10-12 занятий по
25-30 мин. со старшего возраста
Особенности методики проведения: Проводятся по специальным
методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Слайд 55Психогимнастика
Время проведения : 1-2 раза в неделю со старшего возраста
по 25-30 мин.
Особенности методики проведения: Занятия проводятся по специальным методикам
Слайд 56Фонетическая ритмика
Время проведения : 2 раза в неделю с младшего
возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи.
В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.
Особенности методики проведения: Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
Слайд 59Гимнастика для детей 5-7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации
/ авт.-сост. Л.Г. Верхозина, Л.А. Заикина. – Волгоград: Учитель, 2013.
– 126 с.
Красикова И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение. – СПб.: Издательство «Корона Век», 2012. – 192 с., ил.
Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. – СПб.: Корона принт, 2013. – 176 с.: ил.
Красикова И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. – СПб.: Издательство «Корона Век», 2014.
Литература:
Слайд 60Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет.
– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 128 с.
Профилактика плоскостопия и нарушений
осанки в ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 144 с.
Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014.
Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий / авт.-сост. Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 159 с.
Слайд 61Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Первая младшая группа
/ авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143
с.
Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ: Методическое пособие / Сост.: Е.А. Якимова, И.Л. Тимофейчук, Н.Э. Фатюшина и др.; Под общ. ред. М.Е. Верховкиной. – СПб.: КАРО, 2014.
Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕССС», 2015. – 240 с.
Слайд 62Спасибо за внимание, будьте здоровы!