Слайд 1Технология и методика
разработки воспитательной программы
Слайд 2Общие черты всех воспитательных программ
направленность на цель, конечный
результат, подчинение всех мероприятий и действий, осуществляемый в рамках программы,
конечной цели, конечному результату
наличие в программе системы показателей, которые могут иметь и количественный и качественный характер
объединение в определенных организационных рамках под общим управлением всех подразделений, исполнителей – от начала до окончания работы
Слайд 3Что такое программа,
чем она отличается
от плана мероприятий?
Как
правило, составляя план, мы отвечаем на вопрос, что можно сделать.
Вопрос, на который отвечает программа – другой. Что необходимо сделать чтобы…..
Программа гораздо «строже» к результатам: прямо указывая, что должно быть получено.
Слайд 7Примерная структура
программы воспитания
Концептуальные основы программы (вводная часть).
Анализ социально-педагогической ситуации развития
воспитания.
Цель. Задачи.
Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного
процесса.
Содержание воспитания (тематические блоки).
Механизмы реализации содержания воспитания.
Приложение: (кадровое обеспечение программы; источники финансирования; календарный план реализации).
Слайд 8Первый блок вопросов
1. Программа рассчитана на временной отрезок (продолжительность
реализации, рассчитана на учебный год, четверть, неделю…)
2. Программа предполагает участие
детей следующих возрастных групп.
3. Программа будет реализовываться на базе ОУ или социального института (школа, учреждение доп. образования…).
4. Программа рассчитана на категорию детей (участниками программы могут быть школьники ОУ, дети с девиантным поведением, одаренные дети…)
Слайд 9Второй блок вопросов
1. Какие актуальные проблемы нашего времени призвана решать
создаваемая программа?
2. Какие наиболее острые противоречия между требованиями социокультурного развития
общества и уровнем развития предполагаемых участников программы вы находите?
3. Какое место занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива?
4. Какие аспекты актуальных проблем развития воспитания вашего ОУ затрагивает создаваемая программа?
5. Какие специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс, обуславливают особенности вашей программы?
6. В чем заключается особый воспитательный потенциал вашего ОУ, детского и педагогического коллектива, окружающей социальной среды, на реализацию которого направлена ваша программа?
Слайд 10Вопросы, помогающие определиться
в концептуальных основах программы:
Разрабатывая воспитательную программу
, следует понимать, что под воспитанием понимается целенаправленное воздействие на
различные личности - создание условий для её духовно-нравственного становления.
Слайд 11понятийный аппарат
Воспитание - целенаправленный процесс освоения человеком социального опыта
во всех аспектах своей жизнедеятельности ( в общении, семье, коллективе,
СМИ, ОУ и др.) в форме ценностей, норм поведения и отношения, взглядов, убеждений и т.п., сопровождающейся мировоззренческим самоопределением, формированием соответствующей нравственной и поведенческой культуры.
Гражданское воспитание - это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально- политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.
Слайд 12понятийный аппарат
Патриотическое воспитание - это процесс формирования политически сознательного
молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и
вырос, гордящегося историческими свершения своего народа.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Гражданское образование - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно- полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
Слайд 13понятийный аппарат
Семья – это малая социальная группа, начальная форма
организации личного быта. Как социальный институт, семья выполняет разнообразные функции:
хозяйственно – бытовую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, социализации.
Среда – это то, среди чего в окружающем мире находится субъект развития.
Социум – большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях. И, в следствии этого общностью культур.
Слайд 14Алгоритм составления аналитической справки:
1. Философские и педагогические теории, обусловленные собственной
точкой зрения автора по выбранному направлению
2. Актуальные проблемы нашего времени,
которые призвана решать создаваемая программа
3. Место, которое занимает настоящая программа в воспитательной деятельности коллектива вашего ОУ
4. Специфические характеристики социокультурного пространства, в котором находится ОУ, и образовательного пространства, в котором разворачивается воспитательный процесс
5. Характеристика пространства программирования:
Временной отрезок (год, четверть и др.)
Возрастная группа
Где будет реализована, на кого рассчитана
Категория детей (школьники, одаренные, спортсмены и др.)
Возрастные особенности участников
6. Понятийный аппарат (термины, смыслом которых обусловлено содержание, специфика программы)
7. Нормативные документы, регулирующие отношения со всеми участниками воспитательного процесса
Слайд 15Цель должна быть сформулирована четко и конкретно, чтобы по ней
прочитывался весь смысл программы, её специфика и предполагаемый результат.
Задачи
необходимо формулировать так, чтобы решение или нерешение их можно было зафиксировать по завершению программы.
Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели.
Простой набор не связанных общей целью задач вряд ли приведет его к достижению цели.
Слайд 16Мониторинг
программы воспитания
что именно необходимо изучать в процессе реализации воспитательной программы
?
каков предмет этого мониторинга?
Слайд 17Диагностика воспитательной программы
Индивидуальное диагностическое собеседование
Методика изучения уровня развития детского
коллектива «Какой у нас коллектив» (составлена А.Н.Лутошкиным)
Социометрическое изучение межличностных
отношений в детском коллективе
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания
Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания
Воспитательный потенциал детского общественного объединения (организации)
Слайд 18
Что необходимо учесть при составлении программы?
При составлении целостной программы воспитания
учащихся важно исходить из следующих принципов, условий и ограничений:
любая программа,
привнесенная извне и не вытекающая из реальных потребностей учащихся, становится фикцией.
разработка любых, в том числе и гуманитарных программ без строго определенного и всесторонне просчитанного ресурса бессмысленно.
Слайд 19Типичные ошибки,
которые допускаются
при составлении программы
1.Отсутствие аналитической основы. Это проявляется в
том, что анализ ограничивается констатацией результатов, описанием наиболее важных воспитательных
мероприятий. Как правило, в этом случае отсутствует выявление противоречий, установление причинно-следственных связей этих противоречий.
2. Нечеткое, «размытое» целеполагание (к сожалению, годовое планирование, как закономерный этап в деятельности учреждения, не всегда отражает программу развития организации).
Слайд 20Внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий ее успешной
реализации.
Любое изменение функционирующей системы – риск для ее устойчивой
деятельности.
Что необходимо проверить при составлении программы?