Разделы презентаций


Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества на уроках русского языка и математики

Содержание

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образованияНаучно-исследовательские условия:Анализ педагогической, психологической и методической литературы по темам «Формирование коммуникативных УУД младших школьников», «Функциональные возможности технологии учебного сотрудничества».Методические условия:Разработка образовательных ресурсов, технологических карт

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Баборенко Наталья Ивановна, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 55»

Канавинского района г.Нижнего Новгорода Педагогический стаж: 30 лет Контактный телефон: 89030522867
Аттестационная работа

на высшую категорию Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества на уроках русского языка и математики
Баборенко  Наталья Ивановна,  учитель начальных классов  МАОУ «Школа № 55» Канавинского района г.Нижнего Новгорода

Слайд 2Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия:
Анализ педагогической,

психологической и методической литературы по темам «Формирование коммуникативных УУД младших

школьников», «Функциональные возможности технологии учебного сотрудничества».

Методические условия:
Разработка образовательных ресурсов, технологических карт урока, использование в обучении эффективных технологий, в том числе технологии учебного сотрудничества.

Организационно-педагогические условия:
Участие в семинарах, работе школьного методического объединения, Интернет-сообществах, повышение квалификации.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образованияНаучно-исследовательские условия:Анализ педагогической, психологической и методической литературы по темам «Формирование

Слайд 3Актуальность темы педагогического опыта
Необходимость работы по формированию коммуникативных универсальных действий

младших школьников обусловлена требованиями, предъявляемыми к результатам обучения в соответствии

с ФГОС НОО.
Реализация технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе позволяет выполнить требования ФГОС НОО к формированию характеристик выпускника начальной школы, его личностных, предметных и метапредметных компетенций: «основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Актуальность темы педагогического опыта	Необходимость работы по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников обусловлена требованиями, предъявляемыми к результатам

Слайд 4
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой

аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой

входят:
потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав

Слайд 5

Цель педагогического исследования:
развивать коммуникативные УУД младших школьников посредством

использования различных форм организации групповой и парной работы на уроках

русского языка и математики в начальной школе.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.
Изучение сущности и значимости коммуникативных универсальных учебных действий.
Разработка комплекса приёмов, применяемых с целью организации учебного сотрудничества в учебном процессе для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики.
Разработка памяток – инструкций к отдельным темам по русскому языку и математике по УМК «Начальная школа 21 века», направленных на развитие коммуникативных УУД.
Установление эффективности проделанной работы на практике.


Цели и задачи педагогического опыта

Цель педагогического исследования: развивать коммуникативные УУД младших школьников посредством использования различных форм организации групповой и парной

Слайд 6Ведущая педагогическая идея:
Современный урок должен формировать основы умения учиться и

способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели

и следовать им в учебной деятельности, взаимодействовать с учителями и сверстниками в учебном процессе. Это позволит развить у младших школьников коммуникативные универсальные учебные действия.

Новизна исследования:
Разработаны памятки – инструкции по УМК «Начальная школа 21 века», направленные на развитие коммуникативных УУД; систематизированы приёмы образовательной деятельности по развитию коммуникативных УУД в рамках технологии учебного сотрудничества.

База педагогического исследования: учащиеся 1-4 класса «В» (2012-2016), где обучение ведется по системе «Начальная школа 21 века».

Ведущая педагогическая идея:Современный урок должен формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение

Слайд 7Ожидаемые результаты

Ученик сможет
Развитие
коммуникативных
УУД







Учитывать позицию собеседника

(партнера)
Адекватно передавать информацию
Отображать предметное содержание и условия деятельности в

речи

Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и себя.




Ожидаемые результаты Ученик сможет Развитие коммуникативных УУД Учитывать позицию собеседника (партнера) Адекватно передавать информациюОтображать предметное содержание и

Слайд 8Теоретическое обоснование
Модель совместной учебной деятельности в группе А.Б.Воронцова подтверждает идею

Пиаже об успешности и высокой результативности учебной деятельности при условии

учебного сотрудничества;
Гипотеза Г.А.Цукерман о необходимости учебного сотрудничества для полноценного психического развития ребенка.
Реализация технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе позволяет выполнить требования ФГОС НОО по формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций.
Теоретическое обоснованиеМодель совместной учебной деятельности в группе А.Б.Воронцова подтверждает идею Пиаже об успешности и высокой результативности учебной

Слайд 9Коммуникативные действия
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Управление

поведением партнёра
Владение диалогической и монологической формами речи

Коммуникативные действияПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиПостановка вопросовРазрешение конфликтовУправление поведением партнёраВладение диалогической и монологической формами речи

Слайд 10Развитие коммуникативных УУД через групповые формы обучения



Групповая дискуссия, диалог
Групповая и

парная работа
Групповой опрос
Мозговой штурм
Нетрадиционные уроки
Смотр знаний
Проектное обучение

Развитие коммуникативных УУД через групповые формы обученияГрупповая дискуссия, диалогГрупповая и парная работаГрупповой опросМозговой штурмНетрадиционные урокиСмотр знанийПроектное обучение

Слайд 11Научную базу при выделении этой проблемы
составили работы В. В.

Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.Н. Цукерман, Рубинштейна С.Л., И.М. Чередова, С.П.

Ивановой и др.

В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.

Сотрудничество в группе равных является источником развития децентрации - уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. (Г.Н. Цукерман)

Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.

Научную базу при выделении этой проблемы  составили работы В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.Н. Цукерман, Рубинштейна

Слайд 12Сотрудничество
Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого

берутся из педагогики сотрудничества. Идея гуманно­го подхода к ребенку прошла

через сердца и труды всех классиков педагоги­ки.

Сухомлинский В.А. считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитан­ников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания».
Методист и учёный Соловейчик М.С. считает, «что сотрудничество - это атмо­сфера доброты, уважения, взаимопонимания, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от познавательных побед».
Цукерман Г.А. в своей книге «Зачем детям учиться вместе?» рассмат­ривала «сотрудничество как умение учиться — умение не только следовать, быть ведомым, но и обходиться без учителя учить самого себя, самостоя­тельно приобретать новые знания, умения, навыки».


Сотрудничество Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого берутся из педагогики сотрудничества. Идея гуманно­го

Слайд 13Развитие коммуникативных УУД



Создание памяток – инструкций к отдельным темам по

русскому языку и математике по УМК «Начальная школа 21 века»,

направленных на развитие коммуникативных УУД.

Реализация комплекса приёмов, применяемых с целью организации учебного сотрудничества в учебном процессе для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики.

Деятельностный аспект педагогического опыта

Развитие  коммуникативных  УУДСоздание памяток – инструкций к отдельным темам по русскому языку и математике по

Слайд 14На 1 этапе памятки - инструкции подробные, развёрнутые. В них

важны поэтапность, последовательность действий. Они, в основном, призваны научить детей

внимательно слушать партнёра и высказывать своё мнение при помощи фраз-клише: «Я согласен», «Я не согласен».

На 2 этапе в памятках – инструкциях появляется аргументация, приведение доказательств, добавляются пункты:
Докажи…
Объясни…

На 3 этапе появляются творческие задания:
Составь похожее…
Продолжи своими примерами…
А сами памятки - инструкции сворачиваются и становятся более лаконичными.




Памятки - инструкции

На 1 этапе памятки - инструкции подробные, развёрнутые. В них важны поэтапность, последовательность действий. Они, в основном,

Слайд 15Русский язык 2 класс Тема: «Корень как общая часть родственных слов»
Карточка

1. Найдите родственные слова. Выпишите родственные слова. Выделите корень.

стул, кресло, скамейка
лист, листик, листва
Карточка 2. Составьте из слогов слова. Подберите родственные слова.



Памятка № 1
Прочитайте задания по одному предложению.
Один читает верхнюю цепочку слов и рассказывает, как выполнить задания.
Другой внимательно слушает.
Если согласен – продолжаете работу дальше.
Если не согласен – дополни, поправь ответ друга и переходите к нижней цепочке слов.
Нижнюю цепочку читает уже другой и рассказывает, как выполнить задания.

Памятка № 2
Читаю задание другу.
Думаю сам.
Высказываю своё мнение.
Выслушиваю соседа.
Приходим к общему мнению.
Записываем под диктовку друг друга по одному слову.
Выделяем корень в словах.





Русский язык 2 класс Тема: «Корень как общая часть родственных слов»Карточка 1. Найдите родственные слова. Выпишите родственные

Слайд 16Русский язык 2 класс Тема: «Однокоренные слова»
Парная работа
Карточка. Прочитайте внимательно диалог.


Выпишите родственные слова. Выделите корень.
- Вы кто такие?
- Я гусь,

это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.
Памятка № 3
Прочитай другу задание.
Распределите роли и прочитайте диалог.
Поменяйтесь ролями и прочитайте диалог ещё раз.
Пусть друг объяснит какие слова являются родственными.
Ты внимательно слушай, проверяй, поправляй ответ друга.
Запишите, диктуя по очереди, родственные слова.
Выделите корень.


«Развитие речи»

Памятка. Алгоритм работы над изложением
I. Прочтите текст вслух по цепочке.
2. Обсудите о ком он?
3. Пользуясь текстом, опишите главного героя друг другу.
4. Озаглавьте текст.
5. Вместе разделите текст на части.
6. Вместе составьте план текста.
7. По очереди перескажите друг другу текст по частям.
8. Закройте учебник и напишите каждый свое изложение.
9. Проверьте работу друг друга.
10. Оцените работу друг друга и свою общую работу.

Русский язык 2 класс Тема: «Однокоренные слова»Парная работаКарточка. Прочитайте внимательно диалог. Выпишите родственные слова. Выделите корень.- Вы

Слайд 17Тема: «Повторяем правила правописания безударных гласных в корне слова»
3 класс
Карточка

1. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Допиши

ещё 5 слов на это же правило.
б_р_жёт
ст_р_жить
г_л_сок
Карточка 2. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Допиши ещё 5 слов на это же правило.
к_л_сок
м_л_дёжь
г_в_рливый
Карточка 3. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Допиши ещё 5 слов на это же правило.
д_р_жить
з_л_неть
поз_л_тить

Памятка № 4
Пишем проверочные слова и проверяемое слово, диктуя друг другу.
Выделяем орфограмму.
Составляю цепочку из 5 слов на это же правило.
Представляю свою цепочку товарищу.


Тема: «Повторяем правила правописания безударных гласных в корне слова»3 классКарточка 1. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь

Слайд 18Работа в парах
Мозговой штурм
Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами
Прием «Зигзаг» или метод

Пилы
Мозаика или Пазлы
Снежный ком
Приёмы групповой работы


Работа в парахМозговой штурмИгра «Продолжи»Охота за сокровищамиПрием «Зигзаг» или метод ПилыМозаика или ПазлыСнежный комПриёмы групповой работы

Слайд 19Парное взаимодействие учащихся
А.С. Границкая выделила 3 вида пар:
статическая, динамическая, вариационная.
Карточки

- задания для работы в динамических парах на уроке математики

в 4 классе.

Парное взаимодействие учащихся А.С. Границкая выделила 3 вида пар:статическая, динамическая, вариационная.Карточки - задания для работы в динамических

Слайд 20Карточки для работы в вариационной паре. Дети выполняют устно задания на

своих карточках. Затем меняются по схеме с соседями, проверяя друг

друга. Работа ведётся до тех пор, пока не вернётся своя карточка. Для успешности контроля на обратной стороне приведены правильные ответы.
Карточки для работы в вариационной паре. Дети выполняют устно задания на своих карточках. Затем меняются по схеме

Слайд 21Математика 1 класс Тема: «Решение задач»

Приём «Снежный ком»
Изменение вопроса задачи. Работа в группах с дифференцированными

заданиями.
Оля повесила на ёлку 7 игрушек, а Люба 3 игрушки. На сколько игрушек больше повесила Оля?
1 группа. Решите задачу. Подумайте, какой ещё вопрос можно поставить к этому условию?
2 группа. Решите задачу. Поставьте к этому условию вопрос. Запишите его и решите новую задачу.
3 группа. Поставьте к этому условию другой вопрос. Запишите его и решите новую задачу. А ещё один новый вопрос можете поставить к этому условию? Если можете, запишите его и решите задачу.
Математика 1 класс Тема: «Решение задач»      Приём «Снежный ком» Изменение вопроса задачи.

Слайд 22Автомобиль
Быстрый, скоростной.
Движется , мчится , сигналит.
Автомобиль облегчает человеку передвижение.
Средство

повышенной опасности!


Составляем синквейны по правилам
Приём «Мозговой штурм»

Русский язык Приём «Игра «Продолжи»
На

уроке развития речи используется написание мини-сочинений в группах. Каждый из группы предлагает по одному предложению на заданную тему. Предложения заслушиваются всей группой. На основе дискуссии и обсуждения составляется общий текст, который записывается каждым участником группы. Проверка работ может происходить в виде презентации на уроке перед всем классом.


Автомобиль Быстрый, скоростной.Движется , мчится , сигналит.Автомобиль  облегчает человеку передвижение.Средство повышенной опасности!Составляем синквейны по правиламПриём «Мозговой

Слайд 23Русский язык Тема «Повторение пройденного»
3 класс

Что называется корнем? Какие

слона называ­ются однокоренными?
Какая часть слова называется окончани­ем? Для чего

она служит?
Что такое приставка? Для чего она слу­жит?
Что такое суффикс? Для чего он слу­жит?

Приём «Охота за сокровищами»

4 класс
Как называются главные члены предло­жения?
Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает?
Что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает?
Как называются другие члены предложения? На какие вопросы они отвечают?

Русский язык Тема «Повторение пройденного»  3 классЧто называется корнем? Какие слона называ­ются однокоренными? Какая часть слова

Слайд 24Работа с фразеологизмами Задание. Работая в парах, соотнести лексическое значение и

ситуацию применения с фразеологизмом.
1 класс
2 класс

Работа с фразеологизмами Задание. Работая в парах, соотнести лексическое значение и ситуацию применения  с фразеологизмом.1 класс2

Слайд 25Обогащение детского словаря
3 - 4 класс
Парная и групповая работа

эффективно развивает коммуникативные УУД.
Таблица с пропусками
Пропуск в лексическом значении –

восстановите (работа в парах).
Пропуск в ситуации применения -придумайте как можно использовать фразеологизм «кот наплакал» дома, в школе, в магазине, во дворе, в театре, в гостях (приём «Пазлы»).
Создайте сценку и покажите классу (приём «Мозговой штурм»).

Обогащение детского словаря 3 - 4 классПарная и групповая работа эффективно развивает коммуникативные УУД.Таблица с пропускамиПропуск в

Слайд 26Примерное тематическое планирование курса «Русский язык»2 класс

Примерное тематическое планирование  курса «Русский язык»2 класс

Слайд 28Методические рекомендации по использованию технологии учебного сотрудничества на уроках

Использование технологии

учебного сотрудничества должно быть систематическим и целенаправленным.
Разнообразие технологических форм, приемов

и методов на каждом этапе работы позволит сделать урок результативным и эффективным.
Сотрудничество учителя и обучающихся должно быть направлено на совместное строительство урока при этом важнейшей составляющей является наличие проблемной ситуации, которая формирует мотивационную основу учебного сотрудничества.
Четкая поэтапная реализация технологии учебного сотрудничества в ходе работы на уроке – это залог высокой эффективности и результативности уроков математики и русского языка.
Методические рекомендации по использованию технологии учебного сотрудничества на урокахИспользование технологии учебного сотрудничества должно быть систематическим и целенаправленным.Разнообразие

Слайд 29
Диагностика коммуникативных УУД

Диагностика коммуникативных УУД

Слайд 30Уровни сформированности коммуникативных УУД
Входная диагностика

Контрольная диагностика

Уровни сформированности коммуникативных УУД Входная диагностикаКонтрольная диагностика

Слайд 31Результаты диагностики сформированности коммуникативных УУД
(при условии кооперации)

Результаты диагностики сформированности коммуникативных УУД (при условии кооперации)

Слайд 32Результативность педагогического опыта
Использование групповых форм сотрудничества
обеспечило младшему школьнику умение:
планировать учебное

сотрудничество с учителем и сверстниками,
ставить вопросы и получать необходимые сведения

от партнера,
отвечать на вопросы учителя и товарищей,
выражать свои мысли полно и точно,
соблюдать нормы речевого этикета,
понимать речевое обращение другого человека,
разрешать конфликты мирным путём.

Результативность педагогического опыта Использование групповых форм сотрудничестваобеспечило младшему школьнику умение:планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,ставить вопросы

Слайд 33Транслируемость педагогического опыта
2013-2016 гг. выступления на заседаниях МО учителей начальных

классов по темам: «Функциональная эффективность технологии учебного сотрудничества в начальной

школе», «Формы технологии учебного сотрудничества в проектной деятельности», «Особенности групповой работы на уроках русского языка и литературного чтения», «Проектная деятельность».

2013-2016 гг. участие в работе внутришкольных экспериментальных площадок и выступления на педагогических советах.

2013-2016 гг. руководство государственной практикой в своих классах у студентов ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», методическая работа и организация ежегодных открытых уроков и мероприятий.



Транслируемость педагогического опыта2013-2016 гг. выступления на заседаниях МО учителей начальных классов по темам: «Функциональная эффективность технологии учебного

Слайд 34Использованная литература
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. /

Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 2.Панюшкин В. П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся //Психологичес­кие проблемы процесса обучения младших школьников/ Под ред. Л.М.Фридмана. - М.,1978 3.Романеева М.П., Цукерман Е.А. Роль кооперации со свер­стниками в психологическом развитии младших школьни­ков// Вопросы психологии. - 1980.- №6. 4.Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.,1987. 5.Рябцева С.Л. Диалог за партой, —М..1989.60. Совместная деятельность / Методология, теория, практика//Под ред. А.А. Журавлева. - М.,1988. 6.Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии, № 2, 1993. 7.Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 1993.- №2. 8.Цукерман Г.А. Качественные особенности совместной учеб­ной работы детей // Новые исследования в психологии. -1981.-№2. 9.Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дисс. докт. психол. наук. -М.,1992.

Использованная литература1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика