Методические условия:
Разработка образовательных ресурсов, технологических карт урока, использование в обучении эффективных технологий, в том числе технологии учебного сотрудничества.
Организационно-педагогические условия:
Участие в семинарах, работе школьного методического объединения, Интернет-сообществах, повышение квалификации.
Цели и задачи педагогического опыта
Новизна исследования:
Разработаны памятки – инструкции по УМК «Начальная школа 21 века», направленные на развитие коммуникативных УУД; систематизированы приёмы образовательной деятельности по развитию коммуникативных УУД в рамках технологии учебного сотрудничества.
База педагогического исследования:
учащиеся 1-4 класса «В» (2012-2016), где обучение ведется по системе «Начальная школа 21 века».
Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и себя.
В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
Сотрудничество в группе равных является источником развития децентрации - уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. (Г.Н. Цукерман)
Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.
Сухомлинский В.А. считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитанников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания».
Методист и учёный Соловейчик М.С. считает, «что сотрудничество - это атмосфера доброты, уважения, взаимопонимания, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от познавательных побед».
Цукерман Г.А. в своей книге «Зачем детям учиться вместе?» рассматривала «сотрудничество как умение учиться — умение не только следовать, быть ведомым, но и обходиться без учителя учить самого себя, самостоятельно приобретать новые знания, умения, навыки».
Реализация комплекса приёмов, применяемых с целью организации учебного сотрудничества в учебном процессе для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики.
Деятельностный аспект педагогического опыта
На 2 этапе в памятках – инструкциях появляется аргументация, приведение доказательств, добавляются пункты:
Докажи…
Объясни…
На 3 этапе появляются творческие задания:
Составь похожее…
Продолжи своими примерами…
А сами памятки - инструкции сворачиваются и становятся более лаконичными.
Памятки - инструкции
Памятка № 1
Прочитайте задания по одному предложению.
Один читает верхнюю цепочку слов и рассказывает, как выполнить задания.
Другой внимательно слушает.
Если согласен – продолжаете работу дальше.
Если не согласен – дополни, поправь ответ друга и переходите к нижней цепочке слов.
Нижнюю цепочку читает уже другой и рассказывает, как выполнить задания.
Памятка № 2
Читаю задание другу.
Думаю сам.
Высказываю своё мнение.
Выслушиваю соседа.
Приходим к общему мнению.
Записываем под диктовку друг друга по одному слову.
Выделяем корень в словах.
«Развитие речи»
Памятка. Алгоритм работы над изложением
I. Прочтите текст вслух по цепочке.
2. Обсудите о ком он?
3. Пользуясь текстом, опишите главного героя друг другу.
4. Озаглавьте текст.
5. Вместе разделите текст на части.
6. Вместе составьте план текста.
7. По очереди перескажите друг другу текст по частям.
8. Закройте учебник и напишите каждый свое изложение.
9. Проверьте работу друг друга.
10. Оцените работу друг друга и свою общую работу.
Памятка № 4
Пишем проверочные слова и проверяемое слово, диктуя друг другу.
Выделяем орфограмму.
Составляю цепочку из 5 слов на это же правило.
Представляю свою цепочку товарищу.
Приём «Охота за сокровищами»
4 класс
Как называются главные члены предложения?
Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает?
Что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает?
Как называются другие члены предложения? На какие вопросы они отвечают?
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть