Слайд 1Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников
Автор: Л.В.
Краковная
Слайд 2Технологический прогресс с невообразимой скоростью меняет окружающий мир, заставляя меняться
нас и наши подходы к воспитанию детей.
Современные родители все чаще
сталкиваются с такими проблемами, как зависимость детей от цифровых технологий и нежелание ребенка учиться в школе.
Большинство методов воспитания оказываются неэффективными, т.к. ориентированы прежде всего на психолого-педагогические особенности развития детей, описанные в классической научной литературе, и не принимают во внимание особенности личности современного школьника.
Между тем, инновации, прочно вошедшие в нашу жизнь, каждый день влияют на развитие и обучение наших детей, меняя не только паттерны поведения ребенка, но и его ценностно-мотивационную сферу.
Слайд 3Исходя из теории поколений, описанной Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом
(адаптация А. Антипов и Е. Шамис), дети, рожденные в 21
веке, во многом отличаются от детей 20го века.
Их называют цифровыми детьми - поколением «Z».
Основное их отличие от предыдущих поколений в том, что они с самого рождения развиваются в цифровой среде.
Интернет для таких детей выступает новым культурным орудием, опосредующим формирование у них высших психических процессов.
Если до эпохи новых инфокоммуникационных технологий высшие психические процессы развивались в непосредственном социальном взаимодействии взрослого и ребенка, самих детей между собой, то сегодня интернет в значительной степени оформляют всю жизнедеятельность человека.
Слайд 4Рассмотрим некоторые векторы изменений, связанные с высшими психическими функциями.
Память.
У
детей, активно пользующихся поисковыми системами интернета, по-другому начинает функционировать память:
в первую очередь запоминается не содержание какого-либо источника информации в сети, а место, где эта информация находится, а еще точнее «путь», способ, как до нее добираться.
Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой».
У детей и подростков формируются, по сути, другая память, другие механизмы удержания информации
Слайд 5Внимание.
Средняя продолжительность концентрации внимания, по сравнению с тем, что
было 10-15 лет назад, уменьшилась не просто в разы, а
в десятки раз. Если прежде ребенок на уроке мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы.
Врачи отмечают, что в мозге ребенка происходят изменения на уровне синоптических связей.
Современные дети умеют очень быстро «отключаться» от действительности. Таким образом, они защищают мозг от информационной перенагрузки.
Слайд 6Восприятие.
Дети, много времени проводящие за компьютером, в интернете начинают
испытывать то, что называется депривацией — они ограничены в получении
сенсорных сигналов, связанных с окружающим их миром. Ощущение мира становится менее «чувственней», менее телесным. Может притупляться восприятие, например, запахов, звуков реального мира, других проявлений окружающей среды, возникать боязнь прикосновений.
Здесь речь идет в том числе об одном из древних видов протопатической чувствительности — ощущении своего тела и его возможностей, что является важной основой восприятия себя как самостоятельной физической сущности. Недостаточное развитие этого вида чувствительности ведет к сложностям в формировании своего Я.
Слайд 7Мышление.
Многозадачность.
Навигация в сети предполагает многозадачность, дети, включенные в этот процесс,
с ранних лет вырастают нацеленными на одновременное решение различных задач.
Поэтому
нам, взрослым, не раз доводилось наблюдать такую картину: ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, отслеживает обновления френдленты, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок и жует бутерброд.
2. «Клиповое мышление» - предполагает переработку информации короткими порциями и рассматривается как защитная реакция на информационную перегрузку.
Слайд 8 Особенности обучения современных школьников
.
«Цифровые дети» учатся совершенно по - другому.
Они существенно отличаются от тех, кто ходил в школу 10-15
лет назад.
1. Детям, которые много времени проводят в информационном пространстве, трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны.
У них часто из-за этого возникают проблемы с успеваемостью.
К тому же, недостаток эмоциональных контактов в семье и избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Поэтому дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.
Слайд 92. Они привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным, наглядным.
Ребенок может с легкостью сделать электронную презентацию - красивую, наглядную,
яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную.
Обилие и разнообразие информации не дает возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость.
Их плюс - море креатива, свобода для творчества и самореализации.
Слайд 10 3. Мышление таких детей ориентировано на то, чтобы перерабатывать
информацию короткими порциями – это так называемое «клиповое мышление», поэтому
им трудно читать объемные классические произведения, например, «Войну и мир».
Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях.
Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Они переваривают информацию очень быстро, но короткими порциями.
А это означает поверхностный подход к анализу информации и к принятию решений.
Слайд 114. Дети хотят все «здесь и сейчас», не любят ждать.
Очень быстро теряют интерес.
Чтобы заинтересовать и удержать их внимание
сообщение нужно составить в течение 8 секунд.
5. Деятельность ребенка в режиме многозадачности так же накладывает отпечаток на процесс обучения в школе.
Они не могут сосредоточиться на чем-то одном. Их одновременную занятость несколькими делами, учитель часто расценивает как невнимательность и стремление ребенка заняться посторонними делами.
6. При работе с ними нужно использовать вознаграждение, которое будет меняться в соответствие с меняющимися ожиданиями и требованиями.
Слайд 127. 40 минутный школьный урок современные дети переносят с трудом.
Усталость и ослабление внимания наступает уже через 20 минут после
начала занятия.
8. Школьники не воспринимают ответы не на их вопросы. Они выбирают то, что им интересно. То, что их не интересует – проходит мимо.
9. Тем не менее, сегодня, если у школьника есть мотив и желание что-то узнать, он может освоить намного больше, чем прежде это могли бы сделать даже взрослые поди, и уйти далеко вперед своих учителей.
Поэтому необходимо формировать внутреннюю мотивацию к учебной деятельности, используя их особенности восприятия информации.
Слайд 13На основе этих принципов было создано методическое пособие для родителей,
позволяющее формировать у ребенка такую ценностно-ориентационную сферу, которая наполняет смыслом
процесс обучения и выступает естественной мотивацией к получению знаний.
Слайд 14Цель пособия: изменить способ общения родителя с ребенком - от
прямого контроля и наставлений на эффективное влияние через образные сообщения
и игру.
Пособие предназначено для совместного времяпрепровождения с детьми.
Содержание:
1. Мотивирующие к учебе убеждения "Просто о главном".
2. Афоризмы на тему значимости чтения и образования.
3. Афоризмы на тему "Компьютерная зависимость".
4. Пословицы и поговорки об ответственности и лени.
5. Притчи о важности получения знаний.
6. Картинки-напоминалки для распечатки с "умными мыслями" (крепятся на стену).
7. Игры на развитие основных психических функций.
Слайд 15Учитывая особенности современной жизни семьи (дефицит свободного времени родителей, их
хроническую усталость и т.д.), в пособии предлагается всего лишь3 действия,
совершая которые родитель может при минимуме усилий добиться максимального положительного результата в поведении ребенка.
Вот что нужно делать родителю?
распечатать «крылатые выражения», представленные в первых четырех разделах пособия, и повесить на стену, чтобы они создавали немую развивающую среду для ребенка.
читать ребенку по 1 притче в день.
играть каждый день в одну из представленных игр.
Слайд 16Действие 1.
Вот такие картинки с высказываниями можно распечатывать или помещать
на свой рабочий стол компьютера
Слайд 18Можно написать такие выражения:
Сделай сегодня сколько сможешь и завтра ты
сможешь сделать еще больше.
Учеба - твой путь к величию
Органами
зрения в бизнесе являются не глаза, а знания.
Компьютеp никогда не заменит человека
Даже лучший геймер рискует проиграть свою жизнь.
Знание – сила
Слайд 19Действие 2
Чтение или рассказ ребенку историй о ценности знаний
Многих
выдающихся людей объединяет то, что их родители не нагружали своих
детей нудной зубрежкой,а рассказывали им сказки:
«Арина Родионовна рассказывала маленькому Саше сказки. В 7 лет Пушкин написал первую поэму»
«Папа Архимеда,будучи астрономом, рассказывал своему сыну истории о далеких звездах»
Ш. Амонашвили, А Маниченко в своих книгах описывают метод воспитания сказкой как прочный фундамент успеха во взрослой жизни .
В результате такого воспитания у ребенка формируется внутренний стержень - характер и сила воли, правильные ценности, необходимые для успешной учебы и саморазвития.
Слайд 20Действие 3.
Игра как средство развития высших функций мозга у детей.
Мозг
ребенка в младших классах очень восприимчив к обучению через игру.
В
данном пособии представлены варианты игр на развитие всех психических процессов, необходимых для успешного освоения школьного материала: внимание, память, речь, пространственные и временные представления,
логическое мышление, воображение, контроль над движениями
и эмпатия .
Слайд 21Выводы:
1. Родителям и педагогам в процессе воспитания и обучения ребенка
необходимо учитывать психологические особенности современных детей.
2. Компьютер следует использовать в благих
намерениях. С помощью языка МЕМ и сказкотерапии необходимо транслировать детям ценности трудолюбия и успеха, мотивировать их на учебу и вдохновлять на достижения.
3. Включение родителей в процесс формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников требует популяризации и системного внедрения в практику школьного психолога.