Слайд 1Учитель начальных классов
МОУ « СОШ № 11»
го Саранск
Цыбизова Светлана Александровна
Формирование
самооценки
учащихся в структуре учебной деятельности
в рамках ФГОС НОО
Слайд 2Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося,
поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей
и возрастных характеристик.
Слайд 3Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком
самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и
целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Слайд 5Самооценка учащихся 1-ой ступени
1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают
свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными
обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.
2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается , дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.
4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.
Слайд 6Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из
изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне
многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Слайд 7Формы самооценки
1.Речевые
2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
3.Знаковые внешние
(оценка с помощью пальчиков, различных карточек )
4.Шкалы
5.Таблицы
6.Портфолио
7.Лист достижений
Слайд 8«Цветовые дорожки»
«Светофор»
Слайд 11Дерево успеха
ЯБЛОКО – все удалось
ЦВЕТОК – неплохо
поработал, но что-то
не совсем получилось
ЛИСТОК– сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Слайд 14Алгоритм самооценивания
1 класс
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
Удалось
выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
Задание выполнено верно
или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
2 класс
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
Какое умение развивали при выполнении задания?
Каков был уровень задания (задачи)?
3-4 класс
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
Какое умение развивали при выполнении задания?
Каков был уровень задания (задачи)?
Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.