Слайд 1
Методический семинар
Конструктор урока
в рамках системно-деятельностного подхода.
Руководитель РМО учителей
истории,
обществознания
Вотякова Ольга Петровна
Слайд 2 1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко
определенной целью и планируемым результатом.
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного
подхода
5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.
2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
Слайд 4Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих
факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы,
возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.
Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
Слайд 8ТРИЗ – технологии.
Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Главная цель ТРИЗ - формирование у
детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Слайд 9Приём "Ассоциативный ряд"
К теме или конкретному понятию урока нужно
выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
Если ряд получился
сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд.
Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Слайд 10Приём “Отсроченная отгадка”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности
учащихся на уроке.
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение
определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Слайд 11Приём “Удивляй!”
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и
привлечение интереса к теме урока.
Формирует:
умение анализировать;
умение выделять
и формулировать противоречие.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Слайд 12Прием “Нестандартный вход в урок”
Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение
учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок
с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Слайд 13«Хронолёт»
Учитель запускает бумажный самолетик и называет дату, к кому
на парту приземлится самолет, тот отвечает и запускает с вопросом
дальше.
Слайд 14«Облако тегов»
Перед объяснением нового материала или самостоятельной работы
с учебником, выписываем на доску в произвольном порядке слова, характеризующие
вопрос. После завершения изучения вопроса, объяснить слова, вычеркивая их из списка.
Слайд 15Игра «Чистая доска».
Перед объяснением нового материала учитель в разных
концах доски в произвольном порядке записывает вопросы, для удобства можно
их пронумеровать; говорит, что по ходу объяснения новой темы класс будет участвовать в игре «Чистая доска».
- Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос стирается. Задача наша в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой
Слайд 16Абракадабра
На доске записываем обществоведческие или исторические термины, переставив буквы.
Отгадать , записать правильно, объяснить значение.
Слайд 17Приём “Цепочка признаков“
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся
о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
умение
описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак:
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак;
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Слайд 18Приём “Да - нет”.
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и
маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Формирует следующие
универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (дату, событие, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Слайд 19Приём “Я беру тебя с собой»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на
актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Слайд 20
Приём “Игровая цель”
Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности
учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число
однообразных примеров или заданий.
Формирует:
учебные умения;
умение работать в команде;
умение слушать и слышать друг друга.
Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.
Слайд 21
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор
– Я. А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев»
и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Слайд 22«Покажи слово»
Мимикой и жестами показать изученное понятие.
Слайд 23Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой
работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося
у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения темы «Экономика в жизни человека» можно предложить учащимся перечислить понятия, связанные с этой темой, привести примеры. По этой же теме можно использовать и другие приёмы.
Слайд 24Отгадайте загадки:
1. На товаре быть должна
Обязательно ...
2. Будут целыми, как
в танке,
Сбереженья ваши в ...
3. Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта
нету без ...
4. И врачу, и акробату
Выдают за труд ...
5. Очень вкусная витрина
Овощного ...
(цена)
(банке)
(рекламы)
(зарплату)
(магазина)
Слайд 25Приём “Развивающий канон”
Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три
слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово,
чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Спрос – предложение = реклама - ?
Труд – зарплата = земля -?
Унитарное – федеративное =демократическое- ?
монархия – республика = конфедерация - ?
Слайд 26Приём «До-После»
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он
может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий
знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Слайд 27Приём “Ложная альтернатива”
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону
с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из
предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Первым царём в России был Борис Годунов или Пётр1?
Слово «Ясак" - пишется как «Исак" или «Есак"?
Столица России - Москва или Минск?
Кто объединил Новгородские и Киевские земли - Ольга или Игорь?
А когда это было – в 862 или в 882 году?
Слайд 28Стратегия “Вопросительные слова”
Универсальный прием ТРКМ (технологии развития критического мышления), направленный
на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован
для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Слайд 29Приём «Согласен – не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний
учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро
включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Слайд 30Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического
мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать
вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
Тонкий вопрос. Кто такой Иван Грозный?
Толстый вопрос. Как вы считаете, он тиран или реформатор? Почему нельзя дать однозначный ответ?
Слайд 31Приём “Целое-часть. Часть-целое”
Прием на развитие логического мышления. По первой
паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место:
целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.
Слайд 32 Приём «Зигзаг»
Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников
следующих умений:
• анализировать текст совместно с другими людьми;
•
вести исследовательскую работу в группе;
• доступно передавать информацию другому человеку;
• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
Слайд 33Приём "Инсерт".
Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого
универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы
приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
S - system - системная разметка
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Слайд 34Приём “Хорошо-плохо”
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности
учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 4
Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
Слайд 35Приём “Своя опора“
Универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и
разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев.
Формирует:
умение выделять главную
мысль;
умение устанавливать связи между объектами;
умение представлять информацию в «свернутом виде».
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
Пример.
Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.
Слайд 36Стратегия “ИДЕАЛ”
Это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
умения определять проблему;
умение находить и формулировать пути решения проблемы;
умение выбирать сильное решение.
Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
Слайд 37Приём “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать
информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать
полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример.
Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
.
Слайд 38Приём «Послушать – сговориться – обсудить».
Приём интерактивного обучения. Данный
приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников
с любыми уровнями подготовки. Ученикам предлагается подумать и написать 3 термина, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 терминов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.
Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из терминов повторяется вслух несколько раз. После того, как учитель напишет на доске все термины, предложенные парами, начинается отбор трёх среди них. При этом с каждым в ходе дискуссии составляется предложение. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.
Слайд 39Приём Пинг-понг «Имя – Значение»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на
актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и
диапазонах их возможных значений.
Формирует умения:
для заданного конкретного объекта выделять имена признаков;
определять значения признаков объекта по заданному имени признака.
Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением
Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Игра может использоваться в любом учебном предмете. Особенно – для объектов, которые требуется описывать по определенному плану (части речи, природные зоны, живые организмы и т. д.).
Слайд 40
Приём «Связи».
Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым.
Формирует:
умение находить связи между объектами в системе;
умение устанавливать связи
между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
умение устанавливать связи между любыми объектами.
Учитель задает (или ученики выбирают) два события, на первый взгляд никак не связанных между собой (как вариант, события выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку событий и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных событий, а последнее заканчивалось вторым .
Слайд 41
Приём «З-Х-У» (знаю, хочу узнать, узнал).
«Знаю» - учащиеся составляют список
того, что они знают или думают, что знают, о данной
теме.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Пример
"Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.
Чтобы добыть себе питание люди кочевали.
"Хочу узнать"
Где появились первые люди?
Как люди заселили нашу Землю?
Почему сейчас люди не кочуют?
"Узнал"
• Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
• Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.
Слайд 42Приём “Генераторы-критики”
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две
группы: генераторы и критики.
Пример.
Задача первой группы - дать
как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
Источник: Приемы технологии РКМ
Слайд 43Приём “Обратный мозговой штурм”
Обратная мозговая атака преследует цель поиска и
устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть
психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.
Пример.
Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества.
Слайд 44
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки
- основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост
– ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Приём “Диаграмма Венна”
Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.
Слайд 45
Интеллект-карты как способ работы с информацией.
Вкратце суть этой методики состоит
в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые
мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии.
Картоиды помогают представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.
Интеллект-карты:
Дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, предмета);
Позволяют планировать стратегии и делать выбор;
Дают информацию о том, где Вы были и куда движетесь;
Собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи и расстояния;
Стимулируют воображение и решение проблем посредством разработки новых путей;
Позволяют максимально повысить результативность и эффективность;
Являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания;
Экономят время;
Раскрепощают мышление;
Повышают продуктивность.
Слайд 46
Приём «Хочу спросить»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на
уроке..
Формирует:
умение задавать вопросы;
умению выражать свое эмоциональное отношение
к ответу.
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
Приём “Вопрос к тексту”.
Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.
Формирует:
умение содержательно формулировать вопросы;
умение оценивать границы своих знаний.
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
Совет
Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…
Слайд 47
Приём "Ромашка" Блума
Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый
из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков
- шесть вопросов.
Пример.
Простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Слайд 48Приём “Рюкзак”
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения
большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а
также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил…….
Слайд 49
Приём "Цветные поля".
Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания
психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает
поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Пример. Применим при написании исторического диктанта, словарной работы и др.
Слайд 50Приём «Шесть шляп»
Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:
умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям,
явлениям, фактам;
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Слайд 51Приём «Сообщи свое Я»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика
на уроке.
Формирует:
умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Пример.
«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».
Слайд 52Приём «Мысли во времени»
Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать
свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.
Учитель называет
ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.
Почему я записал именно эти слова?
О чем я думал, когда писал эти слова?
Чтобы я хотел в записях изменить?
Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?
Слайд 53
Приём "Телеграмма"
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Слайд 54Приём “Райтинг”
Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в
переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки
с учеником.
Формирует:
умение объективно и регулярно оценивать свой труд.
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Пример 1.
Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Слайд 55
Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор
выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое
слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Слайд 56Полезные ссылки
httphttp://http://wwwhttp://www.http://www.schhttp://www.sch2000.http://www.sch2000.ruhttp://www.sch2000.ru/ - Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».
http://netedu.ru/ - Портал
"Сетевое образование. Экспертиза. Учебники".
https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home -
http://www.openlesson.ru/ - ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru -
о режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях социо-игрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке для профессионалов (как молодых, так и уже умудрённых педагогическим опытом)
http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».