Слайд 2 Проектная деятельность в
начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 21
Климычева Н.Ю.
Слайд 3Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все
стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но
и овладению навыками.
Л. В. Занков
Слайд 4Что такое проект?
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Слайд 5Теоретические сведения о методе проектов
Метод проекта – это одна из
личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Слайд 6Цели и задачи проектного метода.
Основная цель проектного метода в начальной
школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами
развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Слайд 17Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата.
Слайд 18Проектная деятельность как средство развития личности
Проектирование ставит ученика в активную
позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность,
реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Слайд 19Что такое исследования для маленького ребёнка?
- Это наблюдения за
жизнью
Открытие многих явлений
Открытие явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку
Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом
Возникают вопросы
Находятся ответы
Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни
Слайд 20Использование метода проектов в практической деятельности.
Задачи обучения
пробуждать интерес к предлагаемой
деятельности;
приобщать детей к процессу познания;
привлекать детей к воспроизведению образов, используя
различные варианты;
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Слайд 21Познавательное развитие:
обогащение и расширение представлений об окружающем мире (проект развитие
эмоционально- ценностного отношения произведения искусства к художественным образам;
овладение художественной деятельностью.
Слайд 22Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательских способностей;
развитие творческого
воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Слайд 23Этапы работы над проектом
I этап: Подготовительный
«Погружение»
в проблему (выбор и осознание проблемы)
Сбор и обработка информации
II этап Организация деятельности:
Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы;
деление на группы и распределение ролей в группе.
Слайд 24
III этап Осуществление деятельности
Реализация плана действий (проекта)
подготовка
к защите проекта
«добывают» необходимые знания
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию
и т.д.
IV этап: Презентация проекта
( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Слайд 25Почему рекомендуется групповая форма работы? Какие образовательные задачи призвана решать
работа в группах?
1. Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку.
2. Сотрудничество со
сверстниками является дополнительным источником мотивации чтобы включиться в учебный процесс.
3. Именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действие под руководством взрослого) – эта та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия.
4. Сами навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием обучения, как умения и навыки чтения, письма и счета.
5. Помогает посмотреть на себя со стороны, соотнести свое мнение и свои действия с действиями других и с общим результатом.
Слайд 26Умения, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние
а) исследовательские (разрабатывать
идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной
деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Слайд 27. Что дает метод проектов
Метод проектов позволяет:
обучить детей находить некую
значимую для них проблему и решать её путем творческого поиска
и применения интегрированного знания;
подвести ребят к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической , творческой и познавательной деятельности;
развить творческие, исследовательские способности и применить их на практике;
научить детей алгоритму выполнения этапов проекта;
создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.