Слайд 1Возрастные особенности формирования универсальных учебных действий
Слайд 2Каждый этап жизни имеет свои «возрастные задачи»
Младенческий возраст (первый
год жизни) — это формирование непосредственно эмоционального общения со взрослым
и развитие предметного восприятия.
Ранний возраст (до трех лет) - закладываются моторная одаренность (способность к овладению двигательными навыками,«ручная умелость»), устная речь, основы практического интеллекта .
Главный вклад дошкольного возраста (от трех до шести-семи лет) — это развитие воображения и образных форм мышления. В этот же возрастной период закладываются основы любознательности, познавательных мотивов, активной ориентировки в окружающем. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии произвольности, то есть способности подчинять свое поведение заданным нормам и правилам.
Слайд 3Зона ближайшего развития
ребенка
Понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического
развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач,
которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.
Слайд 4Возрастные новообразования
Качественное развитие психики ребенка в результате обучающего воздействия среды
в конце каждого психологического возраста.
Критерием перехода в новый возраст являются
новые потребности и интересы. Это и есть новообразования возраста:
3 года, 5 лет, 7 лет.
Слайд 5Новообразования
3 года
осознание: «я», «другой»; «мое поведение», «его поведение»;
«кто он это взрослый?».
Может критически оценивать результат своей работы.
Могут принимать
правила поведения и отношений.
Слайд 6Новообразования
5 лет (4-6)
Интерес к речи (как любознательность, как средство общения)
Более
стабильно эмоционален, вынослив, сдержан.
Соподчинение мотивов.
Появляются устойчивые чувства и отношения
Желает быть
признанным, особенно взрослым, но особенно , чтобы подтвердили, то где он предполагает сам свою значимость.
Творчески настроен по отношению к среде. Принимает сюжет и может воображать, фантазировать.
Слайд 12Действия
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня
сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, достигшему
наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием
Слайд 147 лет
А.Г. Асмолов выделяет четыре основных вида универсальных учебных
действий, диктуемых ключевыми целями общего образования:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Слайд 15Коммуникация, социальное взаимодействие
Ребенок хочет общаться.
Умеет общаться: слушать, говорить, понимать о
чем идет речь, учиться диалогу.
Может договариваться о сотрудничестве с другими
детьми разного возраста, со взрослыми.
Начинает преодолевать свой эгоцентризм в коммуникации и перходит к децентрации. Не только как я это вижу, слышу, чувствую и понимаю, но принимаю как у другого это происходит. Допущение позиции другого.
Слайд 16Коммуникация как кооперация
Согласование усилий
Организация и осуществление совместной деятельности
Ориентация на партнера
по деятельности.
Слайд 17Коммуникация как интериоризация
Уметь говорить понятно для других
Уметь пояснять свой рассказ
Уметь
спрашивать, т.е. задавать вопросы
Использовать возможности речи для утверждения, значимости Я-Концепции
Слайд 18Регулятивный компонент
УУД
Формирование произвольности действий и поведения. Ребенок умеет планировать и
контролировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами .
Показатели
сформированности РК УУД:
Услышать инструкцию
Выполнить в соответствии с инструкцией
Видеть ошибку и уметь ее исправить
Контролировать результат
Адекватно реагировать на дифференцированную, качественную оценку взрослого
Слайд 19Познавательный компонент
УУД
Умственные действия
С равнение– тождества/различия/общее
Анализ – выделение единиц из
целого и составление целого из частей
Сериация - упорядочивание объектов по
выделенному основанию
Классификация – отнесение предмета на основе заданного признака
Обобщение – генерализация на основе выделения сущностной связи
Подведение под понятие – распознавание объектов
Установление аналогий -
Слайд 21Личностный компонент
УУД
Я хочу заниматься, обучаться, мне нравится учиться, желание
принять роль ученика.
Сформированность мотива социального долга и учебно-познавательных мотивов.
Личное осознание
своих возможностей в обучении и учении.
Формирование «внутренней позиции школьника»
Слайд 22личностный компонент УУД
Самоопределение – самооценка по качествам: как ребенок оценивает
себя в деятельности: положительно/отрицательно
Ориентация на моральное содержание и усвоение нормы
справедливого распределения. Например: Как ты поступишь в ситуации выбора
«Для себя или для другого»,
«В каких случаях для себя»,
«В каких случаях для другого»,
«В каких случаях для себя и для другого».
Внутренняя позиция школьника, переход к осознанию внутренней потребности «Хочу, могу, мне надо учиться».
Слайд 23
Универсальное действие нравственного оценивания
Как ребенок понимает и ориентируется в мотивах
поступка.
Как ребенок понимает: «Что можно и что нельзя делать
в отношении себя и других»
Должен овладеть нормами взаимопомощи, справедливого распределения, правдивости:
Неприкосновенности личности
Запрет на оскорбления других
Ответственность за свои слова и поступки
Альтруизм
Привычка поступать нравственно, «Привычка-вторая натура») понимать и разделять моральные эмоции (симпатия, эмпатия, стыд, вина, гордость)
Слайд 24Условия развития УУД (познавательный компонент)
Слайд 25Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников,
наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности,
которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются:
контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.
Слайд 26Дошкольный возраст является фундаментом
для развития личности человека. И уже
в этот период начинают закладываться качества, необходимые для социализации в
окружающем мире, для полноценного общения с людьми.
Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослыми.
Среди потребностей ребенка, которые призван удовлетворить современный педагогический процесс, очень важна потребность ребенка в признании его достижений окружающими, так как позитивное развитие личности возможно при условии положительного самоутверждения.
Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создает ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствует формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности.
Слайд 27педагогический процесс в детском саду
направлен на то, чтобы каждый ребенок
ощутил радость от своих достижений. Такая направленность его в этих
условиях определяется свободой выбора деятельности, предполагающей активную субъектную позицию ребенка в разных видах детской деятельности, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям и интересам дошкольника.
Существует большое количество вариантов организации выбора, которые можно использовать применительно к детям дошкольного возраста. Мы предлагаем вам познакомиться с наиболее популярными и интересными:
Слайд 28Выбор ребенка
«Доска выбора», которая представляет из себя таблицу, где
вверху расположены символы всех видов деятельности, а внизу клеточки для
фишек детей. Дети ставят свои фишки под выбранным видом деятельности.
Другой разновидностью можно считать следующий вариант: перемешивают все фишки детей, чья фишка выпадает первая, тот и выбирает; дети, чьи фишки выпадают последними, идут в оставшиеся центры.
Следующий вариант: в каждом центре групповой комнаты висит таблица, где в левом столбце написано имя ребенка, его символ, и кружками изображено допустимое количество посещений данного уголка для каждого ребенка. Приходя в выбранный центр, ребенок заштриховывает кружок и начинает работу. Когда пустых кружков не остается, ребенок не может больше посещать этот уголок и занимается другими видами деятельности.
Слайд 29Принципы работы:
строить работу так, чтобы знать для чего то или
иное действие необходимо ребенку, что оно ему дает?
постоянно задавать себе
вопросы: «Чему я учу? Могу ли научить? Чему хочу научить? Что я хочу для каждого ребенка? Что для этого делаю?»
входить в образ ребенка, всякий раз при решении трудных ситуаций;
внимательно слушать детей, интересоваться каждым моментом их жизни;
жить вместе и вместе работать;
создавать условия для того, чтобы ребенок чувствовал свою ценность;
относиться к каждому ребенку, как к личности, поддерживать индивидуальность;
искренность в поведении общении с детьми;
давать постоянно новый импульс для того, чтобы ребенок гордился собой;
формировать и поддерживать уверенность ребенка в себе;
развивать самостоятельность ребенка;
быть для ребенка предсказуемым.
Харчева Ольга Васильевна, заведующий высшей квалификационной категории, детский сад № 194 «Капитошка» г.о.Тольятти,