Слайд 1
Оптимизация процесса принятия
управленческого решения на основе аналитико-диагностической деятельности
Громак Н. И., заведующий отделом анализа и методического сопровождения среднего
общего образования
Слайд 2 Аналитико-диагностическая деятельность является важнейшей частью системной управленческой деятельности
Без педагогического
анализа невозможно объективно изучить состояние учебно-воспитательного процесса, проконтролировать деятельность педагогического
коллектива, определить задачи, планы, т.е. выработать на научной основе рекомендации по упорядочению системы или переходу ее в более высокое качественное состояние.
Оптимизация процесса принятия
управленческого решения — это
система организационных условий, которые обеспечивают принятие управленческого решения, направленного на достижение наилучшего результата в процессе эффективного взаимодействия субъектов управления;
уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать правильное решение - значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точный расчет, развернутый план работы, научно - проверенные методы, точные календарные сроки.
Слайд 4
Оптимизация решения - это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат.
Оптимальное решение - это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из
всех альтернативных вариантов решение.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля.
Слайд 5«…Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге
текущих, конечных и отдаленных результатов образования» –
это высказывание М.Поташника
должно стать отправной точкой по выстраиванию деятельности образовательной организации в данном направлении
Слайд 6МОНИТОРИНГ –– стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами,
позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение
субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития
Основная цель создания системы мониторинга —
повышение качества образования
ОТСЛЕЖИВАНИЕ
ПРОГНОЗ
АНАЛИЗ
Слайд 7Процесс принятия управленческих решений – это:
совокупность взаимосвязанных целенаправленных логически
последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Черты управленческого решения:
обоснованность
своевременность
комплексность подхода
законность
четкая формулировка задач
посильность исполнения
преемственность и непротиворечивость по отношению
к ранее принятым решениям.
Слайд 8Управленческое решение
Цель управленческого решения – обеспечить достижение реализации поставленных перед
организацией задач
Слайд 9Интуитивные решения - выбор, сделанный только на основе ощущения того,
что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом
сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации.
Решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. В сложной ситуации суждение может оказаться неверным, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для «невооруженного» человеческого разума, и он не в состоянии их все охватить и сопоставить.
Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Слайд 11Оптимизация процесса принятия управленческого решения в
образовательных организациях
эффективно может
осуществляться на основе
мониторинговых исследований
и методов, основанных на сотрудничестве
и
творческом взаимодействии руководителя и других субъектов управления,
активизации их профессионального и
интеллектуального потенциала
Слайд 12Ключевой тренд
мировой образовательной политики –
регулярный мониторинг
качества образования
Повышение качества результатов образования на разных уровнях
Создание современной
системы оценки качества образования
Слайд 13Международный стандарт
Основополагающим стандартом серии стандартов качества являются документы
Международной организации
по стандартизации
(International Organization for Standardization, ISO)
Серия стандартов в
диапазоне номеров 9000-11000 была определена для стандартов по системам
управления качеством
Слайд 14Международные сравнительные исследования качества образования
PIAAC — Программа международной оценки компетенции
взрослых
TIMSS — Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования
PIRLS —
Международное исследование качества чтения и понимания текста
ICCS — Международное исследование качества граждановедческого образования
TALIS — Международное сравнительное исследование учительского корпуса
ICILS — Международное исследование компьютерной и информационной грамотности
Слайд 15Донецкая Народная Республика
«Закон об образовании»
Качество образования — комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным
стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
Результаты
Стандарт ISO 9000
Условия достижения результатов
Стандарт ISO 9000
Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям
Менеджмент качества – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству
Слайд 16Постоянное улучшение
системы менеджмента качества
Потребители (и др. заинтересованные стороны)
ISO 10001,
ISO 10002, ISO 10003
Потребители (и др. заинтересованные стороны)
Требования
Удовлетворенность
ISO 19011
ISO 10015
ISO 10019
ISO 10001 ISO 10002 ISO 10003
ISO 10005
ISO 10006
ISO 10007
ISO 10017
ISO 10004 ISO 10012 ISO 10017
Основные положения для введения СМК:
ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004 Принципы менеджмента качества, ISO справочники
Ответственность руководства
Управление ресурсами
Измерения, анализ и улучшение
Выпуск продукции
Продукция
Планируй
Делай
Контролируй
Действуй
Вход
Выход
Слайд 17Мониторинг системы оценки
качества образования –
процедура, предполагающая определения соответствия
систем оценки качества образования на уровне
РЕСПУБЛИКАНСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ
УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 22Оценка качества образования
Оценивание – это сопоставление полученных результатов с
предполагаемыми или заданными по определенным критериям или как качественный анализ
деятельности относительно реализации целей
Внешняя оценка
Внутренняя оценка
Слайд 24Алгоритм проведения внешних мониторинговых исследований
Инструментарий для педагогических работников к
проведению мониторинга в форме онлайн-опроса (марафона)
Зайти на блог отдела анализа
и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО» http://omkoridp.blogspot.com/ в указанную дату и удобное для респондентов время.
На главной странице блога выбрать необходимую ссылку.
Заполнить электронную форму онлайн-опроса (марафона).
После ответа на все предложенные вопросы нажать кнопку «Отправить».
Сохранение ответов производится автоматически, с учетом всех
последних внесенных изменений. (При запросе «Отправить ещё один ответ» повторное заполнение не требуется).
Слайд 25Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения
Мониторинг уровня
социализации личности
Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону:
стандарту, норме, требованию
Данные мониторинга должны обеспечить возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем
Слайд 26Web-коллегиум креативной педагогики
Слайд 27Web-коллегиум креативной педагогики
Слайд 28Виды педагогического
мониторинга
Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса
Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает
систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса
Слайд 29Виды педагогического
мониторинга
Мониторинг социально-психологический – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений,
за характером психологической атмосферы коллектива, групп
Мониторинг управленческий - слежение за характером
взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОДО; педагог - педагог; педагог - обучающийся; педагог – семья.
Слайд 30Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития
какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой
деятельности и принять своевременные и обоснованные решения
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого учащегося, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата
Мониторинг - это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения
Существует несколько определений
понятия мониторинга
Слайд 31по целям
по этапам обучения
по временной зависимости
по охвату объекта наблюдений
по организационным
формам
Применительно к образовательной организации можно выделить
такие направления мониторинга:
Слайд 32 Направления мониторинга
в образовательной организации
По организационным формам:
индивидуальный
групповой
фронтальный
Слайд 33проанализировать и оценить результативность обучения
оценить эффективность учебного процесса с точки
зрения государственных стандартов образования
проанализировать успешность обучения
обобщить опыт, избежать в
будущем ошибок
Цель мониторинга:
Слайд 34Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы:
соответствует ли ОО требованиям детей,
их родителей, педагогов?
Соответствуют ли
методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения
и общим целям образования?
Основными инструментами
внутреннего мониторинга являются
самоанализ, анкетирование, обсуждение
Слайд 35Мониторинг образовательного процесса:
Слайд 36Обучающиеся
Объекты мониторинга
в образовательной
организации
Администрация
Учителя и другие педагогические
работники
Материально-техническая база
Родители
Слайд 37Предмет мониторинга – динамика изменения результата
Слайд 38Технология организации мониторинговой деятельности
Слайд 39Система оценки качества образования в ОО
Контрольно-
оценочная
деятельность
Внутренние
мониторинги
Внутренние
соцопросы
Результаты
самообследования ОО
Публичные отчеты
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ
учителя
классного руководителя
других педагогов
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
учебной
внеурочной
воспитательной
Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
РЕЙТИНГИ
ПОРТФОЛИО
Слайд 40Мониторинг
в образовательной организации
может быть представлен двумя уровнями
Мониторинг первого уровня
(индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого
учащегося и классного коллектива в целом или по определённым направлениям
Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация образовательной организации
Слайд 41Внутренняя оценка качества образования осуществляется в процессе:
Слайд 42Структура процессов
внутреннего контроля
Слайд 43Форма контроля –
это способ организации контроля
Слайд 44Форма контроля –
это способ организации контроля
При способе организации
внутреннего контроля в образовательных организациях применяют шесть различных форм контроля
Слайд 45 Комплексно-обобщающий анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической
цели
урока и структурных элементов
Слайд 46Метод контроля — это способ
практического осуществления контроля
для достижения
поставленной цели
Слайд 47Инструментарий мониторинга:
метод педагогического эксперимента
опрос, интервью, беседа
наблюдение
анкетирование, тестирование
метод хронометрирования
экзамены, контрольные
работы
Слайд 48РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ СТОРОНАМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО
Слайд 49Мониторинг
участия актива класса в самоуправлении
Слайд 50Оценивание педагогических умений классного руководителя
Слайд 52Социальная адаптация - активное приспособление
индивида
к условиям среды
Слайд 53Уровень социальной адаптированности и автономности обучающихся
младшего школьного возраста
Слайд 54Уровень социальной адаптированности и автономности обучающихся среднего школьного возраста
Слайд 55Уровень социальной адаптированности и автономности обучающихся
старшего школьного возраста
Слайд 56Социальная активность –
Готовность к действиям, которая проявляется в сферах
социальных отношений человека
Социальная автономизация -
Реализация совокупности установок на себя,
устойчивость в поведении и отношениях
Слайд 58Мониторинг является необходимой составляющей «живого педагогического процесса», в котором он
обеспечивает обратную связь через систематическое отслеживание состояний объекта с помощью
непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных в соответствии с диагностически значимыми критериями и показателями.
Мониторинговая информация может использоваться в управленческой деятельности, выступать основанием для принятия решений, поскольку мониторинг является информационной, диагностической, научной, прогностической системой
Педагогический мониторинг обладает особой значимостью в нескольких
взаимосвязанных аспектах
Слайд 59на блог отдела анализа и методического сопровождения среднего общего образования
ГОУ ДПО «ДонРИДПО»
http://omkoridp.blogspot.com
ПРИГЛАШАЕМ
Слайд 60СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Громак Н., Зав. отделом анализа
и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДонРИДПО»