Слайд 1Кочурова Надежда Константиновна
«Исследовательская деятельность в преподавании истории»
МОУ «Каширинская средняя
общеобразовательная школа»
Каширино
2010
Слайд 2Об авторе: учитель истории и обществознания, педстаж 32 года, категория
– высшая,
Отличник народного просвещения
Я люблю думать, смеяться, чувствовать, помогать,
играть, творить. Я люблю свой предмет, детей, мир.
Моё жизненное кредо: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить».
Начало исследовательской деятельности - 1981 год.
Слайд 3Поездка в г. Верхнеуральск на родину братьев Н.И. и Д.И.
Кашириных. 1981 г.
«Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а
вот изучать необходимо»
М.Горький
Встреча с Ноздриной В.Н. (племянница братьев Кашириных)
Слайд 4Кружок «Патриот России»
Эпиграф: «Нельзя призывать к патриотизму, его нужно воспитывать,
- воспитывать любовью к родным местам, воспитывать духовную оседлость»
Д.С. Лихачев.
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания.
Задачи:
1) развитие познавательных интересов и творческой активности
2) формирование навыков исследовательской деятельности
3)развитие коммуникативной культуры школьников
Слайд 5Исследовательская деятельность
Подготовка обучающихся к работе над исследованием.
Выбор проблемы исследования.
Сбор информации
(исследование проблемы)
- социологические опросы
- анализ материалов в СМИ
- встречи, интервью
Реализация
собственного варианта решения проблемы
Реализация плана действий.
Составление портфолио.
Презентация (устная защита)
Рефлексия
Слайд 6Исследовательский метод в обучении
Включение поиска в задания по работе с
документами
Картинами
и иллюстрациями
картами
таблицами
схемами
Археологическим материалом
Проведение научного исследования
сообщения
доклады
рефераты
проекты
Слайд 7Выбор проблемы исследования: летописи исчезнувших деревень: Камышное, Маяк, Эстония.
Слайд 8Сбор информации
(исследование проблемы)
1 группа – изучение материалов СМИ
2 группа
– встречи и интервью
Слайд 9Разработка собственного варианта решения проблемы
Обработка и систематизация собранного материала
Систематизация газетного
материала по папкам
Оформление паспортов БНП
- полное наименование БНП
- местонахождение
-
сведения об основании
- количество домов и их расположение
- сведения о значительных людях и событиях
- как используется место бывших населенных пунктов
Слайд 10Разработка собственного варианта решения проблемы
Экскурсия по местам БНП
Подарки старожила Харитонова
В.И.- предметы быта из с.Камышное
Слайд 11Оформление результатов
Карта, оформленная Кобилинской А (9кл)
Оформление фотомонтажа
Слайд 12Ожидаемый результат:
* исторический вечер «Как жил русский человек»
* презентация на
конкурсе краеведческой работы
Литературно –
исторический
монтаж
«Родной край»
Прекрасна ты, кетовская земля,
Когда
тобой любуюсь утром рано:
Раскинулись раздольные поля
Вокруг родного города Кургана
Н.Аксенов
Выставка как жил русский человек (предметы быта, скатерти, полотенца, рисунки учащихся).
Презентация на конкурсе краеведческой работы в с.Кетово
Слайд 14Советы молодым педагогам
Помните: Успешность и эффективность зависит от
1) личная увлеченность
2)актуальность
и значимость
3)законченность и полнота
4)воспитательное значение
5)самостоятельная творческая работа
6)практическое использование
Слайд 15С чего начать!
5 класс. История древнего мира. Историческое краеведение.
Слайд 16Что использовать!
Алгоритм учебных действий учащихся на уроках как эффективное средство
активизации учебной деятельности
а) памятка-алгоритм для характеристики исторической личности;
б) алгоритм методики
формирования хронологических и терминологических умений и навыков;
в)как решать познавательное (проблемное) задание;
г) как нужно конспектировать;
д) как составить план к тексту;
е) как работать с учебником;
ё)памятка для отработки умения сравнивать;
ж)памятка для отработки умения доказывать;
з) как работать с цитатой;
к) как работать с книгой, с журналом;
л) как читать газету
Алгоритм работы с документами.
Слайд 17Творческая мастерская учителя
Степанищев А.Т. «Методический справочник учителя истории». Владос. М.
2001г
Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Владос. М. 1999г.
Лизинский
В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М. Центр «Педагогический поиск», 2002г
Гукова В.В., Кравченко А.А и др. История 5-11 класс. Технологии современного урока. Волгоград. Изд «Учитель», 2009г.
Слайд 18Шуточные пожелания
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.
Р. Эмерсон
Ничем иным, кроме как чудом, нельзя объяснить тот факт, что современные инструкции еще не уничтожили святое чувство любопытства. А.Энштейн.
Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего у своих учеников.
«Талмуд»
Учитель влияет на вечность; он никогда не может сказать, где прекращается его влияние. Г.Адамс.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
Назначение учителя – помочь родиться мысли ученика.
Сократ.