Слайд 1
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ГОЛОСОВЫХ
НАРУШЕНИЙ
Презентацию подготовила: логопед ГКБСП
Кулешова Е.М.
Г.Калининград
2015г.
Полноценная деятельность
людей коммуникативных
профессий во многом зависит
от работоспособности их
голосового аппарата и качества голоса, от умения правильно и эффективно владеть им в профессиональных целях.
К деятельности голосового аппарата
людей речевых профессий предъявляются повышенные требования как с точки зрения его акустических и эстетических параметров, так и с точки зрения выносливости.
Слайд 3 Во-первых, голосовой аппарат должен быть
достаточно выносливым для
интенсивной
ежедневной работы в течение нескольких
часов.
Считается, что
голосовой аппарат
профессионала может работать в нагрузочном
режиме не менее 4 академических часов в
день ежедневно без утраты качества голоса.
Во-вторых, голос должен обладать
определенными качествами –
интонационной выразительностью,
приятным тембром,
гибкостью,
силой.
К профессиональным заболеваниям голосового аппарата относятся те, которые возникают в результате интенсивной голосовой нагрузки.
Голос утрачивает необходимые акустические признаки — звучность, силу, изменяется его тембр и снижается выносливость.
Слайд 5 Профессиональные нарушения голоса имеют весьма высокую распространенность.
Дисфонии
чаще всего наблюдаются у воспитателей детских садов, у начинающих учителей,
вокалистов, военнослужащих и представителей других профессий, связанных с продолжительным или грубым использованием голоса.
По данным различных
авторов, профессиональными
заболеваниями
голосового аппарата
страдают 40-50 % педагогов.
Слайд 6Профессиональные нарушения голоса возникают в результате:
больших речевых нагрузок с
перенапряжением голосового аппарата;
отсутствия правильных навыков техники речи;
отсутствия правильного
голосоведения.
Слайд 7
Сначала возникает функциональная
недостаточность голосового аппарата, выражающаяся в изменении тонуса голосовых складок, появлении
сильной утомляемости и целом ряде дискомфортных ощущений в процессе речевой деятельности. Со временем на этом фоне могут развиваться более грубые нарушения в виде хронического ларингита, узелков, полипов и прочего.
Слайд 8СТРОЕНИЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА
легкие
гортань с голосовыми связками и
резонаторные полости.
Координацию всех функций и
элементов осуществляет
центральная нервная
система.
Слайд 11Важнейшим условием речи является
правильное речевое дыхание.
Оно отличается от
обычного дыхания физиологического тем, что является:
управляемым процессом;
вдох делается ртом (быстрый
и бесшумный);
выдох длительный и плавный.
Слайд 12Правильным считается
диафрагмально-реберное дыхание:
вдох и выдох осуществляются за
счет
изменения грудной клетки.
Поток воздуха при выдохе попадает
из легких в гортань, создает колебания голосовых связок, а артикуляторные мышцы ротовой полости превращают их в звуки речи.
Слайд 14ДИАФРАГМАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ
Положить одну руку
на грудь, другую на живот для контроля за движением мышц
грудной клетки. На вдох передняя стенка живота поднимается, грудная клетка должна быть максимально неподвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков «С», «Ш» для лиц, имеющих грубое нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке голоса без выраженной дисфонии рекомендуется произносить на выдохе звонкий двугубный В. После того как усвоится это упражнение в положении лёжа, его следует выполнять сидя и стоя.
Такие тренировки проводятся
в дальнейшем самостоятельно
не менее 2 раз в день,
утром и вечером ,
продолжительностью 1-2 мин.
Слайд 16Причины возникновения профессиональных нарушений голоса:
внешние факторы макро- и микроклимата;
загрязнение воздуха вредными веществами в газообразном, жидком или твердом состоянии;
экстремальные
температурные влияния - холод или жара;
неблагоприятные и вредные акустические условия.
Слайд 17Что же оказывает вредное воздействие на наш голос:
Простудные заболевания.
Неправильное распределение
речевой нагрузки.
Работа во время болезни.
Длительные перерывы в профессиональной деятельности
(детренируются мышцы).
Физическое переутомление.
Переохлаждение или перегрев.
Употребление холодной и горячей пищи.
Табак и алкоголь. Особенно напитки со значительным содержанием спирта, менее вредно не холодное пиво и сухие вина.
Газированная вода.
Острые приправы.
Диеты и голодания.
Летучие стиральные порошки и др. сильнопахнущие
вещества.
Сухой воздух помещения.
Слайд 18Нарушения голоса разной степени выраженности влекут за собой:
снижение творческой
активности;
ограничение трудоспособности;
угрозу утраты профессиональной
пригодности.
Слайд 19
основные правила профилактики голосовых расстройств:
Помещения, в котором вы
длительное время находитесь, должны отвечать санитарно – гигиеническим требованиям.
В
рабочих помещениях и дома должны быть различные увлажнители, аквариумы, комнатные растения.
Перед выступлением желательно выпить стакан теплого (но не горячего) чая или боржоми.
Норма голосовой нагрузки для лекторов и педагогов не более четырех академических часов подряд в день.
Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.
Шептать и кричать – вредно.
После окончания рабочего дня в течение 2-3ч. молчать.
После долгой голосовой работы нельзя выходить сразу на улицу, особенно в холодное время года. Перед выходом на улицу можно выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани.
После приема горячей еды и питья необходимо подождать в помещении 15-30 минут.
Слайд 20основные правила профилактики голосовых расстройств:
Педагогам, которым известны слабые
стороны своего голосового аппарата, необходимо под руководством специалиста овладеть методами
правильной голосоподачи и с особой тщательностью соблюдать строгий голосовой режим. Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу-фониатру.
Слайд 21основные правила профилактики голосовых расстройств:
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
И.п. –
сидя на стуле прямо или стоя:
вдох и выдох через нос;
вдох
через нос, выдох через рот;
вдох через рот, выдох через нос;
вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);
вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
вдох через нос, удлинённый выдох через нос с усилением в конце;
вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).
Слайд 22основные правила профилактики голосовых расстройств:
Упражнения для восстановления
координации голосового аппарата.
Исходное положение – сидя на стуле.
Вдох через
нос, выдох через нос, имитируя стон.
Вдох через нос, выдох через рот со звуком А.
Вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон.
Вдох через нос, удлинённый выдох через нос, имитируя стон с усилением в конце.
Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного слегка оглушённого звука В.
Вдох через нос, выдох через нос толчками, имитируя стон.
Слайд 23основные правила профилактики голосовых расстройств:
Люди голосоречевых профессий
чаще склонны к простуде, которая локализируется в области верхних дыхательных
путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям производства, а также подвижностью нервных процессов и особой впечатлительностью. Поэтому рекомендуется избегать переохлаждения и простудных заболеваний.
Промывать носоглотку Аквалором, Аквамарисом (на основе океанической воды).
Не злоупотреблять лекарственными средствами при лечении верхних дыхательных путей.
В эпидемиологический сезон смазывать нос мазью «Виферон»,
Принимать «Имммунал».
Соблюдать масочный режим.
Следует отметить, что для голосового аппарата опасно чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, резкая смена температуры, разговоры на морозном воздухе. Для профилактики простудных заболеваний полезны прогулки на свежем воздухе и закаливание организма.
Слайд 24основные правила профилактики голосовых расстройств:
В случае заболевания
ангиной, хроническим тонзиллитом, болезнями носа и околоносовых пазух (ринит, гайморит,
фронтит) воспалительные процессы могут распространиться и в гортани, поэтому надо пройти тщательное лечение у врача-оториноларинголога.
При острых простудных заболеваниях, ларингитах представители речевых профессий должны освобождаться от работы, соблюдать строгий голосовой режим, избегать перенапряжения голосовых связок и следовать всем указаниям врача. Несоблюдение этого правила грозит длительным нарушением голосовой деятельности и может привести к хроническим нарушениям голоса.
Слайд 25Особое внимание следует уделить воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей (ренитам,
гайморитам, франтитам, фарингитам).
Чтобы они не осложнились голосовыми нарушениями необходимо
использовать масляные растворы, увлажняющие слизистую оболочку. Запрокидываем назад голову и закапываем в нос подсолнечное или оливковое масло (можно чайную ложку масла вылить на корень языка). Через носовые ходы масло стекает по ходу стенки.
При этом произносим звук «И».
При сухости задней стенки глотки можно использовать отвары из трав: ромашки, шалфея, зверобоя.
При простуде рекомендуется полоскание эвкалиптом.
Параллельно принимаются витамины А, А1(ретинол, бета – каротин). Эти витамины поддерживают функциональную деятельность органов зрения, влияют на формирование костей, здорового состояния кожи, зубов, волос, слизистой оболочки рта, носоглотки, матки, кишечника, мочевыводящих путей, на повышение иммунитета.
Источниками этих витаминов являются овощи и плоды оранжевого и жёлтого цвета, а также печень, рыбий жир, яйца, масло, сыр, шпинат, салат.
Слайд 26 Для снятия неприятных ощущений при хронических ларингитах нужно проводить
лёгкий массаж шеи в области наружной поверхности гортани. Поглаживать переднюю
часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. Начинать надо с области корня языка: большим и указательным пальцами круговыми движениями спускаясь вниз. Продолжительность массажа 2-3 мин, проводить следует 3-4 раза в день.
Слайд 27
При длительном хроническом процессе покашливание приобретает стойкий упорный характер.
Для борьбы с ним можно предложить беззвучное произнесение звука «Ы».
Звук имитируется при закрытом рте с неплотно сжатыми зубами. При этом в глотке ощущается небольшое напряжение. Повторить приём нужно 3 раза подряд. В течение дня к нему можно прибегать по потребности до 10-12 раз
Слайд 28
Нельзя забывать также о том, что многие
виды деятельности профессионалов голоса связаны с повышенным нервным напряжением.
В некоторых случаях нарушения голосовой функции в виде осиплости (дисфонии) или даже полной утраты голоса (афонии) могут быть обусловлены расстройствами нервной системы.
Например, при большом волнении голос «срывается» и даже может перестать звучать.
Поэтому для профилактики надо стараться не подвергать нервную систему неожиданным сильным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению.
Чтобы укрепить голосовой аппарат и нервную систему, полезно правильно использовать летний и зимний отдых.
Слайд 29 Немалую роль играет и правильное питание, так как
голосовой аппарат весьма чувствителен к острой и раздражающей пище.
Не следует часто употреблять слишком холодную или слишком горячую еду, а также острые блюда, которые раздражают слизистую оболочку. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной — суживаются, и то и другое вредно сказывается на голосовых связках.
Пища должна быть разнообразной и содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка.
Чаще пить: чай с мёдом, кипячёную воду, морс не сладкий, компот из сухофруктов.
Сахар везде заменить на мёд (сахар для гортани вреден!),
Исключить употребление газированных напитков (содержит углекислый газ который отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки).
Отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками.
Слайд 30Соблюдение гигиенических правил, постановка
голоса и постоянное его поддержание выполнением
дыхательных и голосовых упражнений позволяют
сохранить профессиональный голос.