Слайд 1Лапшина Ольга Ивановна
Учитель английского языка.
МОУ Первомайская СОШ
Слайд 2Психология формирования ученического коллектива
Аннотация
Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и закономерности становления ученического коллектива. Знание механизма формирования коллектива- залог успешной работы классного руководителя .
Слайд 4СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение понятия коллектива.
2. Признаки коллектива.
3. Отношения в коллективе.
4. Коллективистские
отношения.
5. Структура коллектива.
6. Ценности коллектива.
7. Психологический климат.
8. Условия эффективности
деятельности коллектива.
9. Этапы развития коллектива.
Слайд 5 Коллектив – это высшая форма объединения людей, создающая
наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.
В.Г.Крысько
Слайд 6Признаки коллектива
1. Общественно-полезная цель.
2. Отношения, соответствующие общественным нормам.
Слайд 7Коллективистские отношения характеризуются:
1. Ответственностью.
2. Коллективизмом.
3. Сплоченностью.
4. Контактностью.
5. Открытостью.
6. Организованностью.
7. Информированностью.
Слайд 8Структура коллектива
1. Позиция.
2. Статус.
3. Внутренняя установка.
4. Роль.
5. Композиция.
6. Каналы
коммуникаций.
Слайд 9Позиция-официальное положение человека в коллективе.
Статус-неформальная характеристика индивида в коллективе, степень
его авторитетности.
Внутренняя установка-личное,субъективное восприятие человеком своего собственного статуса.
Слайд 10Роль-нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека.
Композиция коллектива- характеристика,
отражающая своеобразие индивидуального состава коллектива.
Слайд 11Каналы коммуникаций - это структура взаимодействия участников коллектива, обмена информацией
между ними.
Слайд 12 Структура коллектива определяется целями и задачами коллектива
1. Если
задача состоит в совершенствовании системы общения в коллективе, то внимание
следует обратить на каналы коммуникаций.
2. Если нужно решить быстро и оперативно конкретные задачи, то следует изучить композицию коллектива.
3. Если задача – изучить положение отдельного ученика в коллективе, то необходимо сделать анализ ролей и внутренних установок.
Слайд 13 Ценности коллектива - принятые и разделяемые членами данного
коллектива правила, образцы, на которые в своем поведении они ориентируются.
Ценностные ориентации - отношение человека к обществу.
Слайд 14 Отличие групповых норм от ценностных ориентаций
Групповые нормы регулируют поведение школьников как бы снизу,со стороны
самого коллектива
Ценностные ориентации воспитываются в детях сверху, обществом. Они отражают культуру общества.
Ценностные ориентации являются социально- психологической основой для существующих в коллективе норм.
Слайд 15Традиции - сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время,привычные способы
общения и осуществления совместной деятельности.
Обычаи - это воспринятый из прошлого
образец поведения, воспроизводимый в его неизменном виде.
Ритуал- строго регламентированный порядок действий.
Слайд 16Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи, ритуалы коллектива образуют социально-
психологическую основу «чувства Мы».
Слайд 17Общественное мнение коллектива- это отношение учеников к различным явлениям окружающей
действительности.
Выражается в форме суждений, разделяемых большинством членов коллектива.
Слайд 18Характеристики общественного мнения
1. Единодушие.
2. Разногласие.
Форма выражения общественного
мнения: осуждение, радость, восторг, огорчение,негодование.
Источники формирования общественного мнения:
знания на уроках, радио, ТВ, суждения авторитетных сверстников, чтение.
Слайд 19Психологический климат коллектива- это сложная система многообразных положительных и отрицательных
эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний.
Психологически здоровый коллектив характеризуется высокой нравственной
атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности,взаимной требовательностью.
Слайд 20Условия эффективности
деятельности коллектива
Формальные и содержательные характеристики коллектива.
Формальные характеристики: количество членов,
структура, композиция, каналы коммуникаций, роли, статусы, личные взаимоотношения, обязанности членов
в коллективе.
Слайд 21 Содержательные характеристики, отражающие психологию коллектива:
Межличностные отношения.
Коллективные нормы и
ценностные ориентации.
Общественное мнение.
Обычаи, традиции.
Внутренние установки.
Слайд 22 Этапы развития ученического коллектива по А.Н. Лутошкину
(педагогическая характеристика)
Песчаная
россыпь
Мягкая глина
Мерцающий маяк
Алый парус
Горящий факел
Слайд 23 Психологическая характеристика коллектива по Л.И.Уманскому
Диффузная, формальная группа.
Ассоциация.
Кооперация.
Автономия.
Коллектив.
Слайд 24Литература
Лутошкин А.Н.Как вести за собой.,1978.
Немов Р.С.,Кирпичник А.Г.Путь к коллективу.М..,1988.
Нечаев М.П.Управление
воспитательным процессом в классе.М,2007.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ/ПОД РЕД.Е.Н.СТЕПАНОВА.М…2006.
ФРИДМАН Л.М.,ВОЛКОВ
К.Н.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА- УЧИТЕЛЮ. М..,1985.
ЩУРКОВА Н.Е. ВЫ СТАЛИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ.М..,1986.