Слайд 1Формирование готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Выполнил: Юрченко
Ю.К.
Слайд 2Актуальность темы исследования
Актуальность исследования обусловлена тем, что на рубеже XX-XXI
вв. государствами и правительствами большинства наиболее развитых стран мира концепция
интегрированного и инклюзивного образования была названа одним из приоритетных направлений совершенствования мировой образовательной системы и политики, призванной способствовать эффективному продвижению антидискриминационных мер, повышению качества образования для всех детей в соответствии с широким кругом их образовательных потребностей в общеобразовательных школах, включая мигрантов, детей разного социального статуса, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3Цель и задачи работы
Целью выпускной квалификационной работы является анализ особенностей
формирования готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в
Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и охарактеризовать сущность инклюзивного образования
- выявить современное состояние развития инклюзивного образования в мире и РФ
- проанализировать основные проблемы инклюзивного образования в России
- выявить особенности подготовки педагогических кадров к деятельности в условиях инклюзивного образования
- охарактеризовать современное состояние в сфере готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
разработать методические рекомендации по формированию готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Объектом исследования в рамках темы выпускной квалификационной работы выступает инклюзивное образование.
Предмет исследования – готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
Слайд 4Понятие и принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование - это совместное обучение
и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей,
не имеющих таких ограничений.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни.
Слайд 5Характеристика образовательной организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зыковская средняя общеобразовательная
школа» располагается в с. Зыково Берёзовского района Красноярского края.
В настоящее
время школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общего образования:
начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года);
основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет);
среднее общее образование (нормативный срок освоения – 2 года).
Руководство школой осуществляется директором, который организует работу педагогического коллектива по выполнению постановлений Управляющего Совета и решает кадровые вопросы. Директор управляет деятельностью школы и через административные модули непосредственно, но это более мягкое, сугубо целенаправленное управление.
Слайд 6Динамика численности обучающихся с ОВЗ
Анализ контингента обучающихся показал, что на
сегодняшний день численность школьников с ОВЗ составляет 24 человека.
Для сравнения:
в 2015-2016 учебном году в школе обучалось 15 детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2016-2017 учебном году – уже 18 детей с ОВЗ.
Ежегодный прирост показателя составляет от 20% до 30%.
Слайд 7Анализ кадрового состава образовательной организации
Возрастной состав педагогических работников
Квалификационный состав педагогических
работников
Слайд 8Актуальное состояние готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Оценка
педагогами трудностей в работе с детьми с интеллектуальными и поведенческими
расстройствами
Долевое распределение педагогов по субъективным оценкам профессиональной и психологической готовности к инклюзии детей с ОВЗ
Слайд 9Долевое распределение педагогов по наличию знаний об особенностях реализации инклюзивного
образования
Долевое распределение педагогов по нормативно-правовой компетентности в области инклюзивного образования
Долевое
распределение педагогов по наличию знаний об опыте внедрения инклюзивного образования
Долевое распределение педагогов по суждениям о факторах эффективности инклюзии в образовании
Слайд 10Долевое распределение педагогов по субъективным оценкам методической подготовленности к инклюзии
Долевое
распределение педагогов по степени готовности к преодолению сопротивления среды
Долевое распределение
педагогов по наличию признаков сопротивления инклюзии
Долевое распределение педагогов по степени осознания и принятия необходимости инклюзии
Слайд 11Методические рекомендации по формированию готовности педагогов к работе в условиях
инклюзивного образования
Разработка модели формирования ценностей инклюзивного образования у педагогов Зыковской
средней общеобразовательной школы.
Структура модели:
1. Целевой блок (обеспечение становления комплекса компетенций, определяющих содержание профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов с опорой на ценности инклюзивного образования).
2. Структурно-содержательный блок.
2.1. Опорные принципы:
принцип ценностного отношения к субъектам образовательного процесса и их деятельности в условиях инклюзивного образования;
принцип системности и единства содержания структурных компонентов образовательного процесса;
принцип приоритета личностного развития будущего педагога в сочетании с соблюдением требований современных условий реализации профессиональной деятельности;
принцип адресности (учет особенностей профессионально-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования);
принцип координированности и адекватного отражения в содержании образования профессионально-педагогической деятельности, характерной для условий образовательной инклюзии;
принцип рефлексивности обучения и профессиональной деятельности.
2.2. Компетенции: академические («я владею»), профессиональные («я умею, делаю»), социально-личностные («я способен»).
3. Дидактический блок.
4. Технологический (процессуальный) блок.
Слайд 12Принципы разработанной модели
- ориентировочная – позволяет создать ориентированную основу деятельности
в условиях инклюзивного образования, целевые установки; комплекс академических, профессиональных и
социально-личностных компетенций;
- смыслообразующая - помогает выделить смысл, связанный с идеалами инклюзивного образования, конкретизировать его, сформулировать цель и осознать ценностные ориентации этого образования;
- гуманистическая - способствует культивированию ценностных ориентаций инклюзивного образования.
Слайд 13Введение дополнительных штатных единиц
Педагог-психолог, состоящий в штате в качестве специалиста
по работе с детьми с ОВЗ, будет решать следующие задачи:
Углублённое
диагностическое обследование интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер развития ребёнка;
Разработка рекомендаций по выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
Разработка рекомендаций и практическое обучение педагогов способам и приёмам организации конструктивного диалога детей с ОВЗ со сверстниками в совместной деятельности;
Проведение психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ индивидуально и в группах (по показаниям, в зависимости от индивидуальных особенностей, выявленных в ходе диагностики);
Проведение обучающих семинаров для родителей по выстраиванию продуктивных межличностных отношений с ребёнком с ОВЗ, профилактике эмоционального выгорания и синдрома выученной беспомощности (усиленной инвалидизации и инфантилизации ребёнка путём демонстрации чрезмерно лояльного отношения к нему).
Помимо дополнительной ставки педагога-психолога, потребуется введение ещё одной штатной единицы – учителя-дефектолога.
Его основное предназначение будет состоять в обучении педагогов конкретным приёмам работы с детьми с ОВЗ, в соответствии с особенностями структуры дефекта, вплоть до аналитического разбора уроков по разделам и темам.