Слайд 1Еманжелинская коррекционная школа-интернат.
Классный час по культуре общения в 8 классе.
Тема:«Речевой
этикет».
Подготовил и провёл:
классный
руководитель
Пищулёва Светлана Владиславовна
Село Еманжелинка, Челябинской области.
Слайд 2Вдумайтесь в эти слова:
Саади:
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо
воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит!»
Слайд 3Цели:
Задача: учиться общению с окружающими тебя людьми,
учиться управлять своими
эмоциями, чувствовать настроение окружающих людей, видеть их эмоциональное состояние.
Слайд 4Общение –это наука.
Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня
мы поговорим о том, что же такое общение…
Общение бывает
вербальное(слово, речь) и невербальное(взгляд, жест, мимика).
Слайд 5Голос и интонация голоса.
Как известно, интонация голоса играет огромную роль
в общении. Даже короткое слово “ДА” можно сказать с множеством
интонаций. В зависимости от интонации слово будет приобретать новый смысл:
Мастер-класс.
Давайте попробуем: спросить( ласково, грубо, уверенно, неуверенно, громко, тихо), отрицать, утверждать.
Слайд 6Ответь :
- Задумывался ли ты над тем, как ты общаешься с
окружающими тебя людьми: друзьями, родными, учителями, незнакомыми людьми?
-А не пора
ли тебе познакомиться с грамотой общения, с его правилами?
Слайд 7Этикет.
что же означает слово «этикет»?
Это законы поведения человека в обществе:
обхождение с людьми, общение, поведение в общественных местах, манеры человека
и даже его одежда.
Слайд 8Задача по этикету.
1. В одном автобусе едут учительница и ее
ученик вместе с мамой. Саша и его мама сидят. Увидев
учительницу, Саша здоровается с ней и представляет её своей маме. Мама тоже приветствует педагога. На этом их общение заканчивается.
Все ли правильно сделали Саша и его мама?
Слайд 9Задача по правилам поведения.
2. 2 мальчика столкнулись в дверях и
никак не могут разойтись. Как вы думаете, кто должен уступить
дорогу, если возраст мальчиков 11 и 13 лет?
Слайд 10Ответ:
обычно уступает тот, кто вежливее.
Слайд 11Речевой этикет.
Итак, мы вспомнили немного о правилах поведения. Но ведь
этикет – это ещё и правила общения, это и культура
речи. Сегодня мы поговорим о речевом этикете.
Слайд 12О речи человека…
Ещё в 13 веке известный персидский поэт и
мыслитель сказал: «Покуда человек не говорит, неведан дар его, порок
сокрыт».
И это действительно так. Одно из важнейших понятий речевого этикета – это языковой паспорт.
Языковой паспорт – это информация, которую мы узнаем о человеке, слушая его речь.
Слайд 13Основные правила речевого этикета.
Слайд 141.
Нельзя, чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть
правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса.
Бранная
лексика :вульгарные бранные слова и выражения, употребление которых в общении нарушает нормы общественной морали, недопустима.
Слайд 152.
На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают
узы товарищества, любви, дружбы. К детям обращаются на «ты» до
тех пор, пока они не становятся молодыми людьми .К остальным людям надо обращаться на «вы».
Слайд 163.
Умение выслушать другого – непременное условие беседы. Не прерывайте собеседника
.
У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно
хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника.
Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но…»
Слайд 174.
Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят
настроение присутствующим.
Слайд 185.
В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно
сказать что-нибудь важное, незаметно отходят в сторону.
Слайд 196.
Неприлично делать вид, что не замечаете знакомого и тем более
неприлично не отвечать на приветствие.
Прежде чем обратиться с вопросом к
незнакомому, необходимо с ним поздороваться.
Нельзя использовать слово «эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо эй! надо сказать: «Извините, пожалуйста…»
Слайд 20Тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»
Всегда ли я внимательно выслушиваю
собеседников?
Перебиваю ли я собеседника, если мне приходит в голову важная
мысль?
Внимателен ли я к памятным датам моих знакомых?
Повышаю ли я голос в споре?
Стараюсь ли я в разговоре вникнуть в мнение моих собеседников?
Часто ли мои собеседники уходят обиженными?
Всегда ли я обдумываю заранее, как буду высказывать критические замечания собеседнику?
Приято ли мне, когда в моем присутствии критикуют других людей?
Всегда ли я стремлюсь ответить на критику в свой адрес?
Слайд 21Обработка результатов:
Подсчитайте количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5,
7, 9 и 10.
0 – 1 да – коррекция не
требуется.
2 – 3 да – требуется коррекция отдельных сторон общения.
4 – 5 да – требуется существенная коррекция.
6 да – общение неудовлетворительное.
Слайд 22Деловая игра: «Пресс-конференция».
Пресс-конференция –это официально созываемое собрание представителей печати, радио,
телевидения для обсуждения какой-нибудь информации.
Задавая свой вопрос, вставьте один из
оборотов, необходимый по законам вежливости каждому воспитанному человеку:
1.обращаться по имени-отчеству; 2. «Будьте любезны», «Будьте добры»;
3. «Благодарю Вас»; 4. «Пожалуйста»; 5. «Если Вас не затруднит» и т.д..
Слайд 23Итак, общие правила общения:
Не воспитывайте собеседника.
Стремитесь понравиться собеседнику.
Демонстрируйте хорошее настроение.
Показывайте
собеседнику, что он вам нравится.
Показывайте собеседнику, что вы его уважаете.
Говорите
меньше собеседника.
Не вспоминайте плохое.
Не давайте советов, если вас не просят.
Не спорьте по мелочам.
Слайд 24
Правила, которые ведут к взаимопониманию:
1.Ставь интересы других людей выше собственных.
2.Будь
верен и надежен.
3.Уважай других, уважая себя.
4.Терпимо относись к другим точкам
зрения.
5.Воспринимай людей как равным себе.
6.Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
7.Умей прощать и не будь обидчив.
8.Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
9.Проявляй чуткость.
10.Будь уверен в себе.
11.Будь свободен от лжи и обмана.
12.Умей контролировать свои желания и поступки.
13.Стремись делать все как можно лучше.
Слайд 25Культура и бескультурие.
Эти слова писательницы В.Зинченко именно об этом:
«Культура
непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло.
Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».
Слайд 26
Будем помнить!
Один великий мыслитель сказал:
«Слово - полководец
человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные
раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом».
Слайд 27Расул Гамзатов:
Давайте послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова, в котором тоже
говорится, что речевой этикет это не пустая формальность, а очень
важная часть культуры человека:
Слайд 28Расул Гамзатов:
Когда моя жизнь, дорогая,
Придет к своему рубежу,
Три слова тебе,
дорогая,
Я в час мой последний скажу.
Слайд 29Расул Гамзатов:
То слово… Хватило бы силы
Мне вымолвить тихо его…
«За все,
дорогая, спасибо», -
Сказал бы я прежде всего.
Слайд 30Расул Гамзатов:
Смогу ли я слово второе,
Успею ли произнести?
Глаза я устало
прикрою:
«За все, дорогая, прости».
Слайд 31Расул Гамзатов:
И третье я вымолвлю слово,
Своей покоряясь судьбе:
«О будь, дорогая,
здорова,
Здоровья желаю тебе».
Слайд 32Расул Гамзатов:
А если судьба милосердно
Сказать мне дозволит еще,
Я те же
три слова усердно
Опять повторю горячо.
Слайд 33Расул Гамзатов:
О, только хватило бы силы
Их явственно произнести:
«За все, дорогая,
спасибо…
Здоровья тебе… И – прости…»
Слайд 34Важные слова…
Почаще говорите друг другу эти важные слова:
Спасибо!
Здравствуйте или
будьте здоровы!
Извините или простите!
Будьте добры!
Позвольте!
И ещё много других таких же
важных слов.
Слайд 35Успехов вам на поприще культуры и добра!