Слайд 1Диагностика готовности
к обучению в школе, как условие успешной адаптации
первоклассников
ГБОУ Школа №814 СП №1
2016-2017 учебный год
Слайд 2 Входная диагностика
дает информацию, необходимую для организации индивидуальной работы
с учащимися, позволяет своевременно оказать необходимую помощь в обучении является
основой для оценки динамики образовательных достижений
Что оценивается?
Познавательная сфера (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков у ребенка)
Слайд 3 Цель : получить
начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в начальной школе
которая позволит на основе проведенных обследований определить индивидуальные траектории для учащихся и разработать рекомендации для учителей и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации к школьной жизни.
Слайд 4Задачи:
Определить оптимальный набор показателей, позволяющий осуществлять надежный прогноз успешности обучения
первоклассника в начальной школе.
Выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в
начале обучения в школе.
Обеспечить комплексную систему сопровождения адаптационного процесса первоклассника на этапе вхождения в школьную жизнь с максимальным использованием имеющихся в школе ресурсов оказания помощи ребенку.
Слайд 5Проверяемые позиции
Сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой.
Уровень развития пространственного
и зрительного восприятия.
Уровень развития моторики и зрительно-моторных координаций.
Уровень развития
фонематического слуха и восприятия.
Слайд 6Практический результат
Выстраивание педагогического
взаимодействия с ребенком,
опираясь на
его потребности,
независимо от уровня его
успешности.
Слайд 7 Результаты, полученные в ходе
диагностики, могут быть использованы:
*учителями для определения общего уровня развития
учащихся и построения взаимодействия с каждым ребенком, минимизирующем имеющиеся риски и усиливающем индивидуальные ресурсы первоклассников;
*родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе;
*психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником;
готовности первоклассников к обучению в школе проводится на 3-4 неделе
учебного года и включает в себя пять методик:
Рисунок человека.
Графический диктант.
Образец и правило.
Первая буква.
«Домики».
Слайд 9Все методики проводятся фронтально, со всем классом.
Проведение диагностики занимает два
урока и проводится работа по двум методикам:
на одном уроке -
«Рисунок человека» и «Графический диктант»,
на другом - «Образец и правило», «Первая буква».
Методика «Домики» проводится отдельно на следующий день.
Слайд 10Методика «Рисунок человека»
используется для исследования общего уровня умственного
развития ребенка.
Слайд 11 Наибольшую трудность в рисовании человека у детей вызывают:
рисование шеи, 5 пальцев, ушей, динамика позы, пластичность фигуры.
Слайд 13Методика «Графический диктант»
направлена на выявление умения внимательно слушать указания
взрослого
правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии
самостоятельно действовать по
указанию взрослого
определяет способность точно выполнять указания взрослого
возможность самостоятельно выполнять задания по образцу
способность к ориентации
в пространстве
развитие мелкой моторики
Слайд 15Методика «Образец и правило»
выявляет:
уровень организации
действий
умения руководствоваться системой условий задачи
преодолевать влияние посторонних
факторов
Слайд 17Первая буква
выявляет готовность к овладению грамотой (овладение навыком
вычленения звука в слове).
Слайд 19Методика «Домики»
дает возможность оценить реальные эмоциональные отношения детей, к определенным социальным категориям, видам деятельности или другим людям, которые им сложно осознать и выразить словами. Оценивая выраженность негативных эмоций в конкретных ситуациях школьной жизни ребенка, можно увидеть «зоны наибольшего напряжения»
(тревожность), то есть
те ситуации, которые наиболее
трудны по какой-то причине
ребенку. Процедура теста
предполагает раскрашивание,
как выражение личностного
отношения.
Слайд 20Тревожность
Особого внимания и поддержки
требуют дети, которые отличаются большой тревожностью
Повышение тревожности – нормальная
реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно
работать в классе, строить
отношения с другими детьми
и взрослыми.
Слайд 22
Показатели готовности первоклассников к обучению в школе:
Первая группа показателей- рассмотрение
общего развития ребенка (определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок
овладения грамотой и математикой, наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы)
Вторая группа показателей - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми)
Слайд 23Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как
планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
Ребенок к
школе
не готов,
если он не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
Ребенок к школе готов, если он умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме
словесных понятий.
Слайд 24Готовность первоклассников к обучению в школе
2016 – 2017 уч.
год 1 «А» класс СП №1
Слайд 25Готовность первоклассников к обучению в школе
2016 – 2017 уч.
год 1 «Б» класс СП №1
Слайд 27Группа риска
включает в себя учащихся, чьи показатели наиболее отличаются
от средних показателей, статистической нормы. Эти дети нуждаются в повышенном
внимании, требуют сбора дополнительной информации, консультации психолога. Их количество составляет:
Слайд 29 Стартовая готовность – это
совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал и
включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.
Соответственно по уровню готовности:
более высокий уровень у обучающихся 1 «Б» класса;
учащиеся 1 «А»и 1 «Б» классов, по результатам диагностики, продемонстрировали средний уровень готовности к школьному обучению.
Слайд 30Мотивационная готовность 1 «А» класс
Слайд 31Мотивационная готовность 1 «Б» класс
Слайд 32Мотивационная готовность 1 «В» класс
На основании проведенных диагностик можно сделать вывод,
что социально-психологическая адаптация учащихся 1 классов проходит успешно. В классах и школе созданы педагогические и социально-психологические условия для оптимального развития личности учащихся. Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с одноклассниками, учителем, овладение навыками учебной деятельности.