Слайд 1
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев».
В.А.Сухомлинский
«Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации детей с ОВЗ посредством продуктивной деятельности»
Хапрова
Надежда Викторовна
ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (дошкольное отделение)
Слайд 2ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта – средней продолжительности.
Срок реализации проекта – 1
год:
июнь 2014г. – май 2015 г.
Тип проекта –
специализированный
Участники – дети старшего дошкольного возраста, специалисты, воспитатели, родители.
Форма представления – презентация.
Слайд 3АННОТАЦИЯ
Предложенный проект – это попытка на практике показать систему работы
по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ и акцентировать
внимание взрослых (педагогов, родителей) на важность данной проблемы в коррекционно-образовательном процессе.
Слайд 4АКТУАЛЬНОСТЬ
Развитие мелкой моторики руки - одна из важнейших задач развития
ребенка дошкольного возраста при подготовке его к школе. Отделы коры
головного мозга, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой (мелкой) ручной моторики, расположены близко друг от друга и тесно взаимосвязаны. Следовательно, развитие тонкой моторики руки у ребенка стимулирует развитие речевых центров, что очень актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Слайд 5ПРОБЛЕМА
Развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ уделяется недостаточно внимания
на занятиях и в нерегламентированной деятельности.
Слайд 6ПРОТИВОРЕЧИЯ
Между недостаточным уровнем развития мелких моторных движений и необходимостью формирования
социально интегрированной личности.
Между сложившимися методами формирования мелкой моторики и необходимостью
внедрения новых результативных методик по данной проблеме.
Между необходимостью развития мелких моторных движений у детей с ОВЗ и дефицитом знаний по этому вопросу у родителей, воспитывающих проблемного ребенка.
Слайд 7ЦЕЛЬ
Создать и апробировать систему работы по коррекции мелких моторных движений
кистей и пальцев рук у детей с ОВЗ, которая позволит
нивелировать нарушения мелкой моторики и обеспечит личностное и речевое развитие ребенка.
Слайд 8ЗАДАЧИ
Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
Осуществлять коррекцию нарушений речи путем
тренировки движений пальцев рук.
Способствовать развитию познавательной активности.
Стимулировать развитие психических процессов:
внимания, памяти, мышления воображения.
Формировать навыки самомассажа кистей и пальцев рук.
Развивать гибкость, ловкость, силу кистей и пальцев рук с помощью тренажеров.
Использовать новые технологии в работе по развитию мелкой моторики.
Организовать просвещение родителей по данной теме.
Слайд 9ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированный подход
Педагогика сотрудничества
Игровая технология
Использование приемов создания проблемных ситуаций
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 10ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Повышение эффективности коррекционно-воспитательной работы по развитию мелкой моторики.
Развитие
гибкости, ловкости пальцев рук.
Динамика в развитии памяти, внимания, мышления, речи.
Повышение
уровня самооценки, самостоятельности.
Активное включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс.
Слайд 11Модель коррекционно-развивающей работы
с детьми ОВЗ
РОДИТЕЛИ
ПЕДАГОГИ
ДЕТИ
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Слайд 14Диагностика уровня развития мелкой моторики детей старшей группы за 2014
– 2015 уч.год.
Результаты диагностического исследования на начало уч.года.
1 –
умение работать ножницами
2 – конструктивные умения
3 – овладение основными приемами лепки
Слайд 17РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ:
осматривание
исследование
распознавание
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ:
с предметами
без
предметов
с песком и водой
НИТКОПИСЬ:
наматывание
выкладывание
МАССАЖ:
с предметами
самомассаж
КОНСТРУИРОВАНИЕ:
разрезные картинки
крупный и мелкий
конструктор
мозаика, палочки
ЛЕПКА:
игры с пластилином
тестопластика
глиняная фантазия
АППЛИКАЦИЯ:
вырезывание
скатывание
обрывание
комкание
РИСОВАНИЕ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ
Направления работы по развитию мелкой моторики
Слайд 20Проведение сравнительного анализа результатов и определение эффективности работы по проекту
1
– умение работать ножницами
2 – конструктивные умения
3 –
овладение основными приемами лепки
Результаты диагностического исследования (май 2015г.)
Слайд 21ВЫВОДЫ
Выстроена система работы по развитию мелкой моторики кистей рук (уровень
развития мелкой моторики повысился на 15%).
Повысился уровень речевого развития детей
(по результатам логопедического обследования на 12%), навыков самообслуживания.
У родителей сформировалась активная позиция по необходимости развития мелкой моторики детей. развитию мелкой моторики способствовала развитию мелкой моторики кистей рук и зрительно-двигательной координации, повышению самостоятельности в работе.
Таким образом, в результате удалось достичь устойчивой положительной динамики в развитии мелких моторных движений, что способствовало речевому развитию, развитию психических процессов.
Слайд 22ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. - М.: Дрофа,
2000.
2. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её
к рисованию и письму. - М., ГНОМ и Д, 2003.
3. Бирюкова А.А. Самомассаж для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1987.5.
4 Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2002.
5. Вольнова Л.М. Движение-мысль-слово. - Пермь, 1999.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Киселева В. Развитие тонкой моторики. - Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1.
8. Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков. - М: Карапуз, 2000.
9. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. - Иркутск: ИГПИ, 1992.
10. Плутаева Е., Лосев Н. Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии. - Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3,5,7.
11. Синицина Е. Умные пальчики. - М: Лист, 1999.
12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб: Лань, 1997.
13. Чудакова А. О подготовке руки к письму. - Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9.