Слайд 1 Формирование универсальных учебных действий учащихся: методология, практическая помощь учителю
Слайд 2Универсальные учебные действия (УУД) -
- конкретизация термина «умение учиться», т.е.
действия учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.
Слайд 3
В состав УУД входят 4 блока
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Слайд 4Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и
ценностей и отвечать за этот выбор
Личностные УУД
Слайд 5Регулятивные УУД
Умения
организовывать
свою деятельность
Слайд 6Познавательные УУД
Умения результативно
мыслить и работать
с информацией в
современном мире
Слайд 7Коммуникативные УУД
Умения общаться,
взаимодейство-вать с людьми
Слайд 8Личностные УУД
Я и природа
Я и общество
Я и познание
Я и другие люди
Я и я
Слайд 9Регулятивные УУД
Ставить цель
Мотивировать
Прогнозировать
Контролировать
Корректировать
Оценка, самооценка
Слайд 10Регулятивные УУД
Для диагностики и формирования
регулятивных универсальных учебных действий
возможны следующие виды заданий:
–
«Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– Диспут
– «Ищу
ошибки»
– Контрольный опрос на определенную проблему и т.д.
Слайд 11система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования
и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной
информации;
действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;
ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.
Познавательные УУД
Слайд 12Коммуникативные УУД
общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать
в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии
и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Слайд 13Коммуникативные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог;
Участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
Умение строить работу в группах;
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми…
Слайд 22Личностные УУД
Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное,
моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка
события, происшествия, дневники достижений.
Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие.
Слайд 23Регулятивные УУД
«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный
диктант (метод М.Г. Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе,
КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.
Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да» и «нет» не говори», «Найди ошибки» и многие другие.
Слайд 24Познавательные УУД
«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание,
хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление
и распознавание диаграмм, работа со словарями.
Прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» и др.
Игры: «Предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.
Слайд 25Коммуникативные УУД
Составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа
по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи),
«Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.
Слайд 26Условия, обеспечивающие развитие УУД
Слайд 27Учитель знает и понимает:
• важность формирования УУД школьников;
• сущность и виды УУД;
• педагогические
приемы и способы их формирования.
Слайд 28Учитель умеет:
отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования
УУД;
использовать диагностический инструментарий успешности формирования УУД;
привлекать родителей к совместному решению
проблемы формирования УУД.