Слайд 1Формирование УУД
на уроках
в начальной школе
Учитель начальных классов МБОУ
"СОШ №172" Иванова И.Б.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы
сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Слайд 2Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных
учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Слайд 3Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. совокупность способов
действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая
организацию этого процесса. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.
Слайд 5Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Направлены на осознание,
исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Личностные универсальные действия
Слайд 6Для формирования личностных УУД
можно предложить следующие виды заданий:
проекты;
подведение итогов урока;
творческие
задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события,
происшествия, своей работы;
дневники достижений.
Слайд 7включают:
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение
необходимой информации;
-структурирование знаний;
-знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы
в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.
Познавательные УУД
Слайд 82. Универсальные логические действия
анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе
с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 93. Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Слайд 10«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
хитроумные решения;
составление
схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.
Для
формирования познавательных УУД
можно предложить следующие виды заданий:
Слайд 15Творческие задачи и проблемные ситуации
Слайд 16Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказываний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Обеспечивают возможности сотрудничества – умение
слышать,
слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Слайд 17Для формирования коммуникативных УУД
можно предложить следующие виды заданий:
РАБОТА В ПАРАХ,
ГРУППАХ
ИГРЫ (распределение очередности, ролей)
ВЗАИМОПРОВЕРКА (оценивание себя
и партнера)
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (способов решения)
ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (задания; игры)
СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ ПАРТНЁРУ
ОТЗЫВ НА РАБОТУ ТОВАРИЩА
ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ
КРОССВОРДА
ДИАЛОГОВОЕ СЛУШАНИЕ(формулирование
вопросов для обратной связи)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОТРУДНИЧЕСТВО (умение договариваться,
распределение обязанностей)
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ (общение с взрослыми, сверстниками)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Слайд 18Регулятивные УУД
Регулятивные УУД включают навыки самоконтроля, умение решать учебную
задачу, умение работать по алгоритму, уровень развития комбинаторных умений .
Обеспечивают
возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Слайд 19Для формирования регулятивных УУД
можно предложить следующие виды заданий:
Упражнение «Сравнение на
глаз»
Упражнение «Сравнение предметов с помощью мерки»
Упражнение «Будь внимателен»
1) Исправьте
ошибки, если они есть.
2) Вместо точек вставьте нужные единицы измерения величин.
3) Впишите числа так, чтобы равенства были верными.
5) Найдите лишнее слово.
Упражнение «Задачи»
Упражнение «Проблемное задание»
Упражнение «Оцени себя»
Слайд 20Направленность учебных предметов на развитие УУД
Слайд 21Практикум
На формирование какого вида УУД направлены задания из разных предметных
областей?
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Слайд 22Проверка работы
Русский язык
Личностные УУД
Маша выделила в словах одни окончания, Алёша
– другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен
ты?
Регулятивные УУД
Соотнесите предметы и звуковые модели слов.
Познавательные УУД
В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
Коммуникативные УУД
Как бы ты объяснил своему однокласснику, что
такое родственные слова?
Слайд 23Окружающий мир
Личностные УУД
Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где
бы ты хотел жить и почему?
Регулятивные УУД
Из упомянутых в статье
растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
Познавательные УУД
В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
Коммуникативные УУД
Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.
Проверка работы
Слайд 24Литературное чтение
Личностные УУД
Как бы ты позвал Мышку, если бы ты
был Жучкой?
Регулятивные УУД
Как нужно было ухаживать за репкой?
Познавательные УУД
Почему репка
выросла большая – пребольшая?
Коммуникативные УУД
Сочини с друзьями продолжение сказки.
Проверка работы
Слайд 25Изобразительное искусство
Личностные УУД
Какой цвет является твоим любимым и почему?
Регулятивные УУД
В
какой последовательности будет выполнен портрет?
Познавательные УУД
С помощью каких цветов получится
наиболее выразительный зимний пейзаж?
Коммуникативные УУД
Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знания применять.
Проверка работы