Слайд 1«Формы и методы организации работы с учащимися «группы риск» и
высокомотивированными»
Чернова Е.В.
педагог-психолог
Слайд 2Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует
особого внимания со стороны педагогов и других специалистов.
"Группу риска"
составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, общества, образовательного учреждения.
Слайд 3Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная
пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений.
Они плохо адаптируются
к школьной жизни, конфликтуют с окружающими.
Слайд 4Работа с детьми «группы риска» включает в себя:
социально – педагогическую
диагностику учащихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
выявление всех проблемных
детей, начиная с первого класса, изучение положения ребенка в семье;
изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность.
Слайд 5Для преодоления типичных отклонений в поведении учащихся «группы риска» используются
следующие способы:
Если ребенок часто лжет, необходимо быть твердым, справедливыми последовательным,
хвалить ребенка всякий раз, когда он говорит правду.
Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для детей и подростков своего рода ритуалом. Сверстники бранятся - надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но нужно отучить его браниться в школе, общественных местах.
Игры: «Доктор вежливых наук», «Приятное - неприятное», «Взаимоотношения», «Поссорились - помирились», социальные уроки «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты» - формируют терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.
Слайд 6Беседы:
«Почему дети лгут», «Почему учиться трудно или адаптация к
школе», «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка», «Воровство. Анализ
причин и коррекция», «Семейная атмосфера».
Педагогический практикум
«Дети, как безусловная ценность»
Консультации:
«Как отучить ребенка от плохих слов», «Дети и деньги», «Хорошо ли вы обращаетесь со своим ребенком».
Индивидуальные формы работы: консультации, рекомендации, родительские собрания на дому.
Слайд 7Формы обучения высокомотивированных детей в условиях общеобразовательных школ:
индивидуальная (работа по индивидуальному
плану, программе) – эта форма работы предполагает использование современных информационных
технологий, в рамках которых ребенок будет получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей;
занятия по свободному выбору (спецкурс, организация малых групп) – это делает возможным учет различных потребностей и способностей детей;
дифференциация образовательного процесса (изучение предмета на повышенном и углубленном уровнях) – эта форма актуальна для тех детей. У которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний;
исследовательские секции или объединения (предоставляется не только выбор направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения).
Слайд 8Работа с высокомотивированными детьми на школьном уровне ведется по направлениям:
дифференциация учебного процесса для разных групп учащихся в процессе проведения
учебных занятий;
проведение дополнительных занятий и индивидуальных консультаций для учащихся;
включение детей в исследовательскую и проектную деятельность, выполняемую под руководством педагогов школы;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
ведение элективных и учебных курсов, разработанных и скорректированных педагогами школы.
Слайд 9Алгоритм работы с детьми «группы риска»
1. Выделение детей группы риска.
Его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования. Специалистом заполняется
матрица по определенным параметрам на всех детей. Происходит это при интервьюировании учителей, родителей и др. Для удобства выделяются 4 основные группы критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие. В результате определяются дети, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности. Они и составляют «группу риска».
2. Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдения на уроках, переменах, обследуя домашние условия.
3. Педагог-психолог проводит углубленную индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития.
4. Социальный педагог и педагог-психолог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социального, психологического характера. При необходимости организуется психолого-медико-педагогический консилиум для определения маршрута обучения и воспитания ребенка.
5. На основании полученных сведений строится коррекционно-развивающая работа.
Слайд 10СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
(для тех кто работает с детьми)
Любому родителю неприятно
слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях
союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса. Например – не высказываться так «Не будешь учиться, станешь таким же как твой отец (зависимый от алкоголя)», «»
Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.)
Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
Слайд 11Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно
трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте
самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
Слайд 12С детьми группы риск и высокомотивированными используйте облегчающие реакции общения:
Скажи
мне сам, правильно ли ты...
Тебе хочется знать, правильно ли ты...
Ты
не уверен, правильно ли...
Ты хочешь, чтобы я тебе сказала, как...
Похоже, ты хочешь, чтобы я сказала тебе, правильно ли...
Ты опечален, и тебе хочется, чтобы...
Слайд 13Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства
является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен
быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.