Слайд 1
«Школьная дезадаптация как одн из основопологающих факторов школьной неуспешности»
Слайд 2ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
(ПО ШАЦ И.К., 2003)
Интеллектуально-мнестичестические расстройства (УО, психоорганические,
церебро-стенические);
Расстройство мышления («астеническая не-состоятельность», аутистическое мышление, патологическое фантазирование, сверхценные увлечения
и т.д.);
Эмоциональные нарушения (страх, тревога, депрессия)
Волевые расстройства (нарушение мотивации, снижение психического напряжения, рас-стройства целенаправленности внимания);
Личностные расстройства (патохарактерологи-ческие реакции, расстройства поведения)
Слайд 3ВАРИАНТЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
(ПО ЧУТКО Л.С., 2005)
Слайд 4РАННИЕ ПРИЗНАКИ
ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
(ПО ИОВЧУК Н.М., 1995)
Появление неудовлетворительных оценок
у прежде хорошо успевавших детей;
Удлинение времени, затрачиваемого на подготовку домашних
заданий;
Утрата интереса к учебе;
Страх перед ситуациями,контролирующими уровень знаний (экзаменами, зачетами и т.д.);
Отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки
Слайд 5
КРИТЕРИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Когнитивный компонент – неуспеваемость в обучении по
программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка (хроническая неуспеваемость, второгодничество и
качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков).
Эмоционально-личностный компонент – нарушения отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой (м.б. пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное).
Поведенческий компонент – повторяющееся, некоррегируемое нарушение поведения (ПХР, антидисциплинарное поведение, школьный вандализм, аддиктивное поведение).
Слайд 6
Умственная отсталость
– состояние, обусловленное врожден-ным или рано приобретенным недоразвитием психики с
выра-женной недостаточностью интел-лекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекват-ное социальное функционирование индивидуума
Слайд 7СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ:
ЛЕГКАЯ УО (дебильность): IQ=50-69 ед.
УМЕРЕННАЯ УО (нерезко выраженная
имбецильность): IQ=35-49 ед.
ТЯЖЕЛАЯ УО (резко выраженная имбецильность): IQ=20-34 ед.
ГЛУБОКАЯ УО
(идиотия): IQ=ниже 20 ед.
Слайд 8ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ЗАДЕРЖКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 10ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ
ШКОЛЬНИКАМИ
Диагностика (своевременная, комплексная).
Раннее начало коррекции оптимально опережающее лечение и абилитация
с целью предупреждения инвалидизации детей с перинатальными органическими поражениями ЦНС, нарушениями речи и отклонениями в развитии.
Индивидуализация лечебно-реабилитационных воздействий с учетом характера и степени выраженности расстройств развития и поведения.
Подход к больному ребенку с позиций целостности организма, что предполагает коррекцию не только психических, но и неврологических, нейросоматических нарушений, своевременно обследуя ребенка у врачей смежных специальностей.
Систематическое неприрывное регулярное лечение, наблюдение психиатром, предназначенное нормализовать психическое состояние при очевидности проблем безопасности больного либо окружающих, социально опасном поведении, необходима госпитализация в психиатрический стационар
Слайд 11Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в специальном обучении.
Консультации учителям, воспитателям,
педагогам, родителям по вопросам щадящего режима обучения, обеспечивающее большую социализацию,
общение со сверстниками и взрослыми.
Проведение совместных осмотров, консультаций, консилиумов с психологами, логопедами, дефектологами, воспитателями детских домов в целях оценки динамики школьной адаптации, определения эффективности проводимой коррекционной работы и лечения
Слайд 12ЗАПОВЕДИ:
« - »ЕСЛИ РЕБЕНКА:
постоянно критикуют – он учится ненавидеть;
если
живет во вражде – становится агрессивным;
если высмеивают – он замыкается;
если
растет в упреках, то учится жить с чувством вины.
« + »ЕСЛИ РЕБЕНКА:
воспитывают в терпимости – он учится понимать других;
подбадривают – учится верить в себя;
хвалят – учится быть благодарным;
если растет в честности – учится быть справедливым;
если растет в безопасности – учится доверять людям;
поддерживают – учится верить в себя;
если растет в понимании – учится любить