Слайд 2Агрессия -лат. Aggression- «нападение, приступ»-
это поведение, противоречащее нормам существования людей
в обществе,
наносящее физический вред, а также моральный ущерб живым существам.
Слайд 3Влияние семьи на развитие агрессивности
Существует огромное число исследований, которые показывают
зависимость между негативными взаимоотношениями в системе "родители -- ребенок", эмоциональной
депривацией в семье и детской агрессивности.
Слайд 4Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с
одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и
Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность.
Слайд 5Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности
в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка --
надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, склонен к конструктивному общению, неагрессивен.
Слайд 6Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок отличается
несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких
детей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения.
Слайд 7На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между
строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость.
Эта зависимость,
как, оказалось, распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка.
Слайд 8В одном эксперименте изучалось агрессивное поведение детей-третьеклассников в связи с
особенностями стратегий родительского наказания. Особенности и строгость наказаний измерялись по
ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка.
К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения.
Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань.
К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатыльники.
Слайд 9В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые подвергались
со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию
и, соответственно, характеризовались одноклассниками как агрессивные.
Слайд 10ПРОЯВЛЕНИЕ
АГРЕССИИ
ДРАКИ
УГРОЗЫ
ГРУБОСТЬ
ОСКОРБЛЕНИЯ
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ
КРИКИ
ОБИДА
ЗЛОСТЬ
Слайд 11Виды агрессии
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ
РАЗДРАЖЕНИЕ
ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ
ОБИДА
НЕГАТИВИЗМ
Слайд 12ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
использование физической силы против другого лица
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
выражение
негативных чувств через словесное содержание (угрозы, проклятия) и через форму
(визг, крик)
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ
агрессия ни на кого не направленная
Слайд 13Раздражение – готовность, при малейшем возбуждении, к проявлению негативных чувств
(вспыльчивость, грубость)
Обида – зависть и ненависть к окружающим за реальные
или вымышленные действия
Подозрительность – недоверие или убежденность в том, что другие люди планируют и приносят вред
Негативизм – открытое проявление недовольства чем-либо или кем-либо
Слайд 14Портрет агрессивного ребенка
1.Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается
со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5.
Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
Слайд 15Причины детской агрессивности, откуда она появляется?
Три источника:
Семья.
Агрессии дети
обучаются при взаимодействии со сверстниками.
Сми и компьютерные игры.
Слайд 16Агрессивность ребенка проявляется, если:
Ребенка бьют;
Над ребенком издеваются;
Над ребенком зло шутят;
Ребенка
заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
Родители заведомо лгут;
Родители пьют и устраивают
дебоши;
Родители воспитывают ребенка двойной моралью;
Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
Родители не умеют любить одинаково своих детей;
Слайд 17Родители ребенку не доверяют;
Родители настраивают своих детей друг против друга;
Родители
не общаются со своим ребенком;
Вход в дом закрыт для друзей
ребенка;
Родители проявляют по отношению к своему ребенку мелочную опеку и заботу;
Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку.
Слайд 18Особенности семей агрессивных детей
1. В семье агрессивных детей родители испытывают
враждебные чувства по отношению друг другу;
2. Отцы часто сами
демонстрируют модели агрессивного поведения;
3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к ним, не проявляют нежности, ласки, любви.
Слайд 194. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственное поведение
часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
5. В семье агрессивных детей в качестве наказания родителями часто применяется физическое воздействие на ребенка.
6. Агрессивные дети одинаково часто встречаются как у чрезмерно строгих, так и у слишком мягких родителей. Если родители резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям они не устраняют это качество, а напротив увеличивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Слайд 20Влияние семьи, действительно играет важную роль в формировании агрессивности у
ребенка. Правильно принятое решение родителей, в конфликтной ситуации, (будь то
конфликт между братьями и сестрами, или любой другой конфликт) в значительной степени формирует наличие или отсутствие агрессивности в дальнейшем у ребенка.