Слайд 1Готовность ребёнка к обучению в школе
Слайд 2«Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических
качеств, необходимых ребёнку для успешного начала обучения в школе.
Слайд 3Ребёнок должен уметь вступать в общение
и с учителем и
со сверстниками
Слайд 4Отношение к сверстникам.
Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли
бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах
и не уступать в других.
Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Слайд 5Отношение к родным и близким.
Имея личное пространство в семье, ребёнок
должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика.
Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребёнка становится основным видом его деятельности.
Слайд 6Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности,
её результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную
реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.
Ребёнок должен уметь правильно оценивать себя и своё поведение.
Слайд 7
Каковы критерии психологической готовности ребёнка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к
школе:
Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и
необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).
Слайд 82. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
Развитие мелких мышц руки (рука
развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами);
Пространственная ориентация, координация
движений (умение правильно определять выше-ниже; больше-меньше, вперёд-назад, слева-справа);
Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Слайд 93. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных
предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по
общим существенным признакам).
4. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
Слайд 10Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
Слайд 11В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему
первокласснику необходимо:
• уметь выделять заданный звук в потоке речи;
• уметь
определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);
• уметь произносить слова по слогам;
• уметь составлять предложения из 3-5 слов;
• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
• уметь использовать обобщающие понятия;
• уметь составлять рассказ по картинке;
• уметь составлять несколько предложений о предмете;
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• уметь наизусть читать любимые стихотворения;
• уметь последовательно передавать содержание сказки.
Слайд 12К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты
элементы математического представления:
• знать цифры от 0 до 9;
• уметь
считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• знать знаки +, - , =, <, >;
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
• уметь соотносить цифру и число предметов;
• уметь сравнивать две группы предметов;
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
Слайд 13В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
• уметь
различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности и
называть их отличительные признаки;
• уметь различать диких и домашних животных;
• уметь различать по внешнему виду птиц;
• иметь представление о сезонных признаках природы;
• знать названия 1-3 комнатных растений;
• знать названия 12 месяцев года;
• знать названия всех дней недели.
Слайд 14Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:
• в
какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице,
в каком доме;
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.