Разделы презентаций


Современный урок

Содержание

Современный урокСпецифическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Современный урок
От идеи до реализации

Современный урок От идеи до реализации

Слайд 2Современный урок
Специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог

в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной

деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Современный урокСпецифическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной

Слайд 3
УРОК








Проектирование

Рефлексия
Оценка
Самооценка
Подготовка к домашней работе
Формы организации деятельности учащихся
Методы и приемы
Отбор

содержания
Целеполагание








УРОК ПроектированиеРефлексияОценкаСамооценкаПодготовка к домашней работеФормы организации деятельности учащихсяМетоды и приемыОтбор содержанияЦелеполагание

Слайд 4Урок – закрытая система
Воспроизведение определенных стандартом эталонов и нормативов
Технология
Образовательный стандарт
Структура:
Иерархическая,

имеющая жесткую ориентацию на однозначное решение единой задачи
Результат образования:
Социальный

функционер, эффективный исполнитель
Урок – закрытая системаВоспроизведение определенных стандартом эталонов и нормативовТехнологияОбразовательный стандартСтруктура:Иерархическая, имеющая жесткую ориентацию на однозначное решение единой

Слайд 5Урок – открытая система
Технология
Образовательный стандарт
Воспроизведение определенных стандартом эталонов и нормативов
Получение

опыта творческой деятельности
Ценности
Структура:
Иерархическая, с наличием каналов конструктивной обратной связи, основанных

на принципах кооперации и сотрудничества.
Результат образования:
субъект учебной, социальной, профессиональной и личной жизнедеятельности, способной осуществлять целеполагание, планирование, контроль и оценку своих действий.

Урок – открытая системаТехнологияОбразовательный стандартВоспроизведение определенных стандартом эталонов и нормативовПолучение опыта творческой деятельностиЦенностиСтруктура:Иерархическая, с наличием каналов конструктивной

Слайд 6Урок – образовательное пространство
Технология
Ценности
Образовательный стандарт
Воспроизведение определенных стандартом эталонов и нормативов
Получение

опыта творческой деятельности
Построение собственного знания
Структура:
Самоорганизующаяся система на основе компонентов человеческого

"само": личностных смыслов, личной значимости творчества, открытости, интуиции, критичности, рефлексии, потребности в самоактуализации, инициативы, отклонений, случайностей, множественности вариантов нелинейного развития и т.д.


Результат образования:
Субъект собственной деятельности, способный не только реализовывать деятельность, но способный ее строить, преобразовывать, проектировать, исследовать, управлять ею, владеющий обратным, рефлексивным ходом (от целеполагания к выявлению и формированию новых ресурсов деятельности).

Урок – образовательное пространствоТехнологияЦенностиОбразовательный стандартВоспроизведение определенных стандартом эталонов и нормативовПолучение опыта творческой деятельностиПостроение собственного знанияСтруктура:Самоорганизующаяся система на

Слайд 7Урок – учебно- воспитательное мероприятие и урок – обучающаяся организация

(учебное сообщество)
Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию

социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития родовых, возрастно-нормативных способностей, самостоятельной личности в целом.
Обучающаяся организация - объединение субъектов образования, совместно действующих для достижения общих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формализованных и неформальных), при условии наличия единых образовательных ценностей, объединенных согласованными образовательными стратегиями.
Учебное сообщество - группа детей и взрослых (учителя, ведущие разные предметы, родители, представители социума), объединяющихся для совместного решения следующих педагогических задачи:
- обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку;
- мотивировать включение каждого учащегося в совместно-распределенную деятельность на принципах позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности;
предоставить условия для построения собственного действия на основе соотнесения своего мнения и разных точек зрения;
создать область эффективно действующей зоны ближайшего развития.
Урок – учебно- воспитательное мероприятие и урок – обучающаяся организация (учебное сообщество)Переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до

Слайд 8Методические принципы организации современного урока
Принцип целеполагания
Принцип мотивации
Принцип проектирования
Принцип включенности учителя

в совместно-распределенную учебную деятельность
Принцип передачи функции оценивания учащимся

Методические принципы организации современного урокаПринцип целеполаганияПринцип мотивацииПринцип проектированияПринцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельностьПринцип передачи функции оценивания

Слайд 9Принцип целеполагания
Цель урока это:
заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому

должны стремится учитель и ученики;
основа целесообразной деятельности на уроке не

только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.
проблемная ситуация, творческое задание, проектная (исследовательская) задача и т.п., которая должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
Принцип целеполаганияЦель урока это:заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремится учитель и ученики;основа целесообразной деятельности

Слайд 10Способы формулировки целей урока в школьной практике

Способы формулировки целей урока в школьной практике

Слайд 11Обучающий аспект цели урока
Это основной и определяющий аспект. Он складывается

из выполнения следующих требований:
Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать

знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Обучающий аспект цели урокаЭто основной и определяющий аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:Учить и научить каждого

Слайд 12Определение качества знаний, умений и навыков, которые планируются сформировать у

учащихся на уроке
Уровни целей по Б.Блуму:

Знание – это запоминание специфической

информации - Учащийся должен знать, показывать, давать определение, решать, вычислять и т.д.
Понимание – это воспроизведение специфической информации в сходной ситуации - Учащийся должен понимать, объяснять, интерпретировать, обнаруживать взаимосвязи и т.д.
Применение – это воспроизведение специфической информации в новой ситуации – Учащийся должен применять, приводить примеры, сравнивать, преобразовывать, определять и т.д.
Анализ – это расчленение информации на составляющие элементы - Учащийся должен классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, различать и т.д.
Синтез – это составление целого из отдельных частей - Учащийся должен доказывать, аргументировать, обобщать, систематизировать, строить и т.д.
Оценка – это определение ценности изучаемого материала - Учащийся должен оценивать, делать выводы, , диагностировать, прогнозировать и т.д.
Определение качества знаний, умений и навыков, которые планируются сформировать у учащихся на урокеУровни целей по Б.Блуму:Знание –

Слайд 13Развивающий аспект цели урока
Связан непосредственно с процессом становления и развития

личности ученика, содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных

операций; развитию эмоциональной сферы, речевому развитию учащихся, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки.

«Если ученик включен в деятельность на уроке и осознает, как он ее выполняет, какие средства использует для ее построения и организации, какие схемы выделяет и переносит на организацию других ситуаций, то он «оспосабливается», т.е. приобретает такое универсальное качество предметных знаний и умений, которое позволяет использовать их при решении задач, отличных от тех, в которых они усваивались, в реальных жизненных ситуациях, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров».
Ю.В. Громыко

Возможные формулировки развивающего аспекта цели урока:
«Учащиеся должны овладеть способом… Учащиеся должны освоить метод… Учащиеся должны обладать комплексом способностей…».

Развивающий аспект цели урокаСвязан непосредственно с процессом становления и развития личности ученика, содействуют: формированию общеучебных и специальных

Слайд 14Воспитывающий аспект цели урока

Воспитывающий аспект цели урока

Слайд 15Принцип мотивации
Сюжеты внешней мотивации
Условные, искусственные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают

как условие игры (письмо гномов, знаки инопланетян, встреча с иностранцем).
Правдоподобные

("в параллельном классе спорили..." ,"мой сосед по площадке..." и т.д.).
Часто используются реальные ситуации, вопросы, несвоевременно заданные на данном уроке, реплики, становящиеся замечательным материалом для будущих уроков, разнообразные жизненные ситуации).

Требования к внутренней мотивации
Проблема, "ловушка" должна встретиться учащемуся при выполнении успешной привычной деятельности. Задача учителя - подобрать отвечающий этой цели дидактический материал.
Начало поиска решения должно быть задержано на столько времени, сколько потребуется для осознания проблемы (для рефлексивного контроля), для включения в рефлексию большей части класса.
Чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска.

Принцип мотивацииСюжеты внешней мотивацииУсловные, искусственные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры (письмо гномов, знаки инопланетян,

Слайд 16Принцип проектирования
Горизонтальное, «стратегическое» планирование, в котором продумывается а серия уроков

в рамках целостного учебного модуля от постановки целей освоения определенного

элемента образовательной области до контроля за овладением способом практических действий.

В проектировании главная цель – создание условий для формирования субъектных качеств личности учащихся. Это, значит, предоставить на уроке место для выбора учащихся, для их собственного планирования, анализа, моделирования, контроля, оценивания. Проектирование урока осуществляется в трех педагогических аспектах: проектируется предметно-логический аспект (логика развертывания учебного материала), структурно-деятельностный (учитель проектирует ситуации включения учащихся в учебную деятельность), организационно-коммуникативный аспект (моделирование ситуаций, в которых могут возникнуть необходимые формы общения: учитель - ученик, ученик - ученик, групповые, фронтальные формы).

Оперативное моделирование означает, что предварительно смоделировав ход урока, просчитав его возможные варианты, педагог может столкнуться с неожиданной ситуацией (неожиданной версией ученика, подменой предмета обсуждения, уход в сторону, нестандартная реакция, несогласие или непонимание учащихся), требующей от учителя оперативного моделирования ситуации, направляющей совместную деятельность в необходимое русло к ее реализации. Средством создания такой ситуации может быть вопрос учителя, его контраргументы, использование и акцентирование мнения одного из учащихся, прозвучавшего на уроке, привлечение различных источников информации, вербальная оценка происходящего и т.д.

Принцип проектированияГоризонтальное, «стратегическое» планирование, в котором продумывается а серия уроков в рамках целостного учебного модуля от постановки

Слайд 17





















Проектирование
Замысел

Реализация

Рефлексия
Рефлексия


Концептуализация

Программирование
Планирование
План
Программа
Концепция
Проблематизация
Кооперация
Организация
Совместность
Общностть
Команда

ПроектированиеЗамыселРеализацияРефлексияРефлексияКонцептуализацияПрограммированиеПланированиеПланПрограммаКонцепцияПроблематизацияКооперацияОрганизацияСовместностьОбщносттьКоманда

Слайд 18Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность
Позиция учителя -

его выраженное отношение к конкретной ситуации полилога, способные играть определенную

акцентирующую роль.

Эмоциональные позиции
Позиция непонимающего акцентирует необходимость осмысления ситуации, дополнительных аргументов, пояснений, определяющих предмет мысли, речи участника (участников) полилога; позиция сомневающегося предполагает возвращение к высказанному, рефлексию, поиск другого варианта (сомневаться полезно и в "правильных" версиях с целью их глубокого осознания учащимися); позиция слушающего делает актуальным глубину восприятия, оценку мнения другого, способствует формированию важного коммуникативного умения - умения слушать.

Функциональные позиции
Исследователь - предлагает версию, контраргумент, т.е. участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания);
Координатор - помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания и определяя
их очередность);
Консультант - дает справку - ответ на нерешенный вопрос, информацию о разных научных взглядах и т.д.;
Лидер, ведущий - с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог;
Эксперт - участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ.

Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность Позиция учителя - его выраженное отношение к конкретной ситуации полилога,

Слайд 19Принцип передачи функции оценивания учащимся
Предполагает создание условий для формирования

способности школьника регулировать собственную учебную деятельность.
Этапы включения школьника в

процесс оценивания
1. Подготовка итоговой контрольной работы в виде совместного обсуждения.
2. Подготовка к контрольной работе по выделенным тезисам, вопросам, заданиям в форме самостоятельной домашней работы.
3. Оценка каждым учащимся освоения темы по выбранным в коллективном обсуждении основным объектам усвоения (балльная отметка за каждый).
4. Проведение контрольной работы и оценивание ее учителем
5. Анализ сопоставления оценки, данной учителем, и самооценки ученика.

Требования к критериям оценивания
Предлагаются, обсуждаются и принимаются учащимися. (Если учащиеся выражают несогласие с введением определенного критерия оценки и доводы учителя не убеждают их, критерий или изменяется (по предложению учащихся) или снимается.
Определяются целями деятельности, (или ее этапа) качествами, наличие которых необходимо на данном этапе участникам учебного процесса, т.е. являются психологическими установками на формирование результата или желаемых определенных качеств.
Могут относиться к результатам учебного труда (грамотность, правильность, убедительность) к его процессу (участие в уроке, умение слушать), к личностным качествам учащихся (доброжелательность, инициативность и т.п.).

Принцип передачи функции оценивания учащимся Предполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность. Этапы

Слайд 20Проблемный урок

Проблемный урок

Слайд 21Поисково-исследовательский урок

Поисково-исследовательский урок

Слайд 22Поисково- исследовательский урок (продолжение)

Поисково- исследовательский урок (продолжение)

Слайд 23Поисково- исследовательский урок (продолжение)

Поисково- исследовательский урок (продолжение)

Слайд 24Творческий урок

Творческий урок

Слайд 25Творческий урок (продолжение)

Творческий урок (продолжение)

Слайд 26Творческий урок (продолжение)

Творческий урок (продолжение)

Слайд 27Анализ урока
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение

предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление

и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Анализ урокаАнализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или

Слайд 28Анализ педагогического аспекта урока
1. Место урока в системе уроков по

теме или подтеме, правильность постановки цели. 2. Организация урока: а) тип урока;

б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели; в) подготовленность класса к уроку; г) организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы; д) плотность урока; рациональное использование времени. 3. Содержание урока: а) научность материала; б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель; г) воспитательная направленность урока; д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике; е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения; ж) межпредметные связи; з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков; к) речь учащихся. 4. Методика проведения урока: а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока; в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов; г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими; е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке; ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность. 5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми. 6. Работа и поведение учащихся на уроке: а) активность класса и отдельных учащихся; б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку; в) отношение к учителю; г) дисциплинированность и организованность; д) речь учащихся, их вопросы. 7. Общие выводы по уроку. 8. Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе?
Анализ педагогического аспекта урока1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели. 2.

Слайд 29Анализ методического аспекта урока
1. Основная учебная цель урока: а) правомерность

постановки данной цели в цикле или блоке уроков; б) достижение

цели на уроке ( на различных уровнях). 2. Сопутствующие учебные цели: а) правомерность их постановки; б) соотнесение с основной целью; в) достижение сопутствующих целей. 3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели: а) правомерность их постановки; б) соотнесение с их основной целью; в) степень и уровень достижений. 4. Методическая логика урока: а) структура урока; б) обоснованность структуры урока; в) хронометрирование урока и целесообразность распределения времени; г) целесообразность и характер проверки домашнего задания; д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся; е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися; ж) развитие навыков и умений; з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы. 5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор, временных ограничителей, информационных источников ( в том числе использование технических средств обучения): а) адекватность использованных средств основной цели урока; в) правомерность использования средств на каждом этапе урока; г) эффективность использования средств в данном классе; д) грамотное использование и сочетание различных средств.  6. Использование различных методических приемов: а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам; б) обоснованность места использования данного приема; в) эффективность использования приема. 7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы). 8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.
Анализ методического аспекта урока1. Основная учебная цель урока:  а) правомерность постановки данной цели в цикле или

Слайд 30Целевой анализ урока
Направлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных

форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик

и технологий обучения, в том числе и разработанных самим учителем. ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ УРОКА: ФОРМ, СРЕДСТВ ИЛИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. 1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока. 2. Общая характеристика анализируемой формы ( средства или методы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента. 3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока. 4. Адекватность данного метода ( формы, средства) обучения этапу урока. 5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения. 6. Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения. 7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами ( методом) обучения. 8. Степень проявления индивидуального стиля учителем при использовании данного метода (форм и средств) обучения.
ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ УРОКА: АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ. 1. Краткая характеристика авторской методики, ее цели, принципы, система их реализации и сфера использования данной методики. 2. Краткая общая характеристика урока, на котором показана данная методика или ее элемент. 3. Особенности реализации принципов данной методики. Соотношение целей и средств достижений. 4. Степень адаптированности данной методики к особенностям классного коллектива. 5. Результативность данной методики с указанием критериев результативности (можно обсудить сравнительную результативность).  6. Рекомендации для дальнейшего использования или распостранения данной методики.
Целевой анализ урокаНаправлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на

Слайд 31Анализ инновационного урока
В условиях инновационного урока учитель, кроме того, что

он делает на традиционном уроке, дополнительно осуществляет какое-либо нововведение: вводит

новое содержание, новую методику обучения или воспитания, ведет экспериментально-исследовательскую работу на основе предварительно разработанной концепции и т.д.
Критерии инновационного урока.
Анализ инновационного урокаВ условиях инновационного урока учитель, кроме того, что он делает на традиционном уроке, дополнительно осуществляет

Слайд 32Матрица оценки разработки урока

Матрица оценки разработки урока

Слайд 33Матрица оценки разработки урока (продолжение)

Матрица оценки разработки урока (продолжение)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика