Слайд 1Нестандартные подходы к организации и ведению урока
Слайд 2Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет
конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и
приемы ведения урока
Слайд 3Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
познавательную;
коммуникативно-
развивающую
социально-ориентационную
Слайд 4
Позволяет решить задачи:
реализовать субъект - субъектный подход в организации
учебной деятельности;
формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
усилить мотивацию к
изучению предмета;
создать благоприятную атмосферу на уроке;
исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Слайд 5научно-методические основы
обучение через опыт
и сотрудничество
учет различий
в
стилях познания
поисковые
и
исследовательские
методы
игровые методы
Слайд 6В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые
для успешной деятельности
решение поставленных задач
(учебных, поведенческих и пр.)
оказание
поддержки
членам группы
в ходе совместной работы
Слайд 7Интерактивный урок позволяет
задействовать на уроке
весь класс(при интерактиве
все участники
и
нет сторонних
наблюдателей)
учитывать
личностные особенности:
темперамент, готовность к
импровизации, творчеству
в полной мере учесть
возрастные особенности
детей
Слайд 8Этапы проведения интерактивных форм.
Разминка
Объединение в группы
Организация учебной деятельности учащихся в
группе
Подведение итогов
Презентация групповых решений
Рефлексия
Слайд 10Объединение в группы
объединяться
в группы
«по желанию»
Формирование
малых групп
путем случайного
подбора
вформирование
групп
самим учителем
Слайд 11Организация учебной деятельности:
Усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
Процесс поиска (обсуждения)
лучшего решения;
Суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
Презентацию группового
решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Слайд 12Организация групповой деятельности
Слайд 13Правила интерактивного поведения
в совместной работе нет «актеров» и «зрителей»,
все – участники;
каждый член группы заслуживает того, чтобы его
выслушали не
перебивая;
следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться
непосредственно по теме, избегая лишней информации;
если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы
«на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только
после этого делаются выводы;
каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан
помочь тому, кто обращается за помощью;
критикуются идеи, а не личности;
цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-
либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение,
узнав разные мнения по проблеме.
Слайд 14Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия
и может реализоваться в различных формах
Слайд 15Рефлексия прошедшего занятия
нельзя говорить
о том,
что уже было
сказано
нельзя прятать
за высказыванием
свое дурное настроение.
нельзя отказываться
от сообщения
своего
мнения группе
(под каким бы
то ни было
предлогом)
Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек). С первого же занятия необходимо принять правило
«трех нельзя»
Слайд 16Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:
нахождение
проблемной формулировки темы занятия;
организация учебного пространства, располагающего к диалогу;
мотивационная
готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;
создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;
использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;
развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.
Слайд 17 Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока.
Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и
ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.
Слайд 18Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.
Концентрация внимания на
тему обсуждения;
Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;
Завершить обсуждение;
Фиксировать тему и цель
урока на доске.
Слайд 19Нет навыков игровой деятельности
Более подробно объяснять условия;
Постепенное усложнение игр: идти
от простых игровых приемов к более сложным.
Затягивание дискуссии, обсуждения
Ввести и выполнять специальные правила;
Установить временной барьер.
Слайд 20Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин:
Нарушение речи (заикание, дефекты)
Задействовать
в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри);
При
работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)
Речь не развита
Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления;
Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);
Рассказ по готовой схеме.
Слайд 21
Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной
большой перемены)
Аутотренинг;
Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;
Элемент неожиданности.
Слайд 22Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя
Дать индивидуальное задание;
Определить роль наблюдателя,
члена жюри.
Нет активности
Ввести проблемный вопрос или противоречие;
Смена деятельности;
Если от
недопонимания, то уточнение.
Слайд 23 Барьером к применению может стать системность
интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от
случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил.
Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.
И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики.
Слайд 24Мы все несем одну большую ношу,
Взбираясь потихоньку в гору с
ней.
И если я свой край нелегкий брошу,
То всем немного станет
тяжелей.
П. Сергеев