Слайд 1Трудности адаптации первоклассников
к школе.
Слайд 2Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так
и для родителей. Для ребенка это связано с переходом на
новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6-7 лет
Слайд 3Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного
периода развития является воображение.
Многие авторы справедливо указывают на воображение как
на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.
Слайд 4Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема
психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема
смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
Слайд 5Для родителей это тоже трудности:
во-первых, именно в этот период требуется
максимальное участие в жизни ребенка;
во-вторых, с началом обучения ребенка в
школе становятся видны прошлые недоработки в воспитании и обучении;
в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.
Слайд 6Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным
условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими
являются физиологическая
адаптация и социально-
психологическая адаптация
(к учителям и их требованиям,
к одноклассникам).
Слайд 7Физиологическая адаптация
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит
через несколько этапов: первые 2-3 недели обучения на все новые
воздействия организм ребенка отвечает значи-тельным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые усло-вия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Слайд 8Социально-психологическая адаптация
Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к
школе проходит по-разному.
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить
на три группы.
Слайд 9Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух
месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе,
находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.
Слайд 10Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их
поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения,
общения с учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учите-ля или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полу-годия реакции этих учеников становятся адеква-тными требованиям школы и учителя.
Слайд 11Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со
значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.
Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счёту и т.п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Слайд 12Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6
месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Слайд 13
Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:
формирование адекватного поведения;
установление контактов с
обучающимися и учителем;
овладение навыками учебной деятельности.
Слайд 14Восемь страшных ошибок воспитания, которые совершают
родители и учителя.
Слайд 15Ошибка №1. Принуждение
Ошибка №2. Устыжение
Ошибка №3.Наказание
Ошибка №4. Угрозы
Ошибка №5.
Критика
Ошибка №6. Унижения, ругательства
Ошибка №7. Похвала
Ошибка №8. Игнорирование