Слайд 1ИННОВАЦИЯ
Понятие «инновация» и в российской, и в зарубежной литературе часто
определяется по-разному. Наиболее существенное различие между разными определениями заключается в
существовании двух основных подходов:
1) инновация – результат творческого процесса;
2) инновация – процесс внедрения новшеств.
Международный стандарт (взят за основу при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране):
Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности.
Т.о., сама по себе новая идея – это еще не инновация, если она не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или технологиях.
Свойства (критерии) инноваций:
- новизна;
- практическая применимость;
- реализуемость (способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей).
Слайд 2ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Инновационный процесс – процесс создания и распространения нововведений (инноваций).
Т.о.,
собственно инновация является одним из компонентов инновационного процесса.
Основные составляющие инновационного
процесса:
новация – новая идея, новое знание, которые могут быть получены в результате научных исследований;
инновация или нововведение (англ. innovation – введение нового) – внедрение новшества;
диффузия инновации – распространение уже однажды освоенной инновации.
Инновация – это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер управления инновационными процессами.
Слайд 3ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Почему новое знание порой подолгу не используется на практике?
Часто
существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса
– новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом.
Поэтому эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров, вызывающих задержки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества.
Получение конкурентного преимущества – основной «движитель» инновационных процессов. Компания Sony – пионер, постоянно осуществляет инновации.
Факторы ускорения темпов инновационных процессов:
1) сокращение средней продолжительности жизни продукта;
2) государственное регулирование;
3) фундаментальные характеристики человеческой натуры (любопытство и лень).
Слайд 4ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Инновационный менеджмент – совокупность принципов и методов, инструментов управления
инновационными процессами.
Инновационная деятельность – деятельность по организации и осуществлению инновационных
процессов.
Виды инновационной деятельности:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
приобретение патентов, лицензий, ноу-хау;
инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий;
маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;
- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.
Слайд 5ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Элементы структуры инновационной деятельности – инновационные проекты и программы
и выполняющие их организации.
Инновационная инфраструктура – важнейшая подсистема в структуре
инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку инновационной деятельности.
Основные элементы этой подсистемы – проекты и программы поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации.
Инновационный проект – базовый элемент в структуре инновационной деятельности.
Из бизнес-планирования: система различных нововведений. Инновационные проекты бывают: экономические, социальные, организационные.
Субъекты инновационной деятельности – организации и лица, ведущие инновационную деятельность.
Слайд 6ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ
1. по степени радикальности, новизны:
общепризнанная классификация
базисная инновация (радикальная);
улучшающая инновация (приростная).
2. по характеру практической деятельности, в которой используется
инновация:
1) производственные инновации;
управленческие инновации (управленческие технологии, административные процессы, организационные структуры).
Темпы осуществления производственных инноваций выше управленческих. Возникающий разрыв называется организационный лаг.
В настоящее время особое внимание уделяется проблемам управления стратегическими инновациями.
Стратегические инновации (прорывные) – радикальные управленческие инновации. Они нередко приводят к появлению новых ключевых факторов успеха – новой «формулы успеха» в данной области.
3. по основным технологическим параметрам:
продуктовые;
2) процессные (новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и др. процессы).
Слайд 7МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
За последнее столетие понимание инновационного процесса претерпело значительные
изменения. После Второй мировой войны господствовала линейная модель инноваций, в
рамках которой система исследований и разработок рассматривалась в качестве основного, а часто и единственного источника инноваций. Начиная с 1960-х г.г. рыночный спрос, а не только НИОКР, стал рассматриваться в качестве детерминанты и источника инноваций. В последние десятилетия XX в. исследования привели к выводу, то появление и распространение инноваций часто инициируется не только НИОКР или рыночным спросом, но и многими другими разнообразными факторами.
Линейные модели инновационных процессов
Выделяются две основные разновидности линейной модели в зависимости от того, что является начальным «звеном», источником инновационного процесса. Схематично линейная модель может быть представлена следующим образом.
Слайд 8ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Линейная модель инноваций, основанных на «технологическом толчке»
(technology-push model)
Линейная модель инноваций, основанных на «вызове со стороны спроса»
(market-pull model)
Источником инновационного процесса являются: в первом случае – новые результаты исследований и разработок («технологический толчок»), внутренняя логика развития технологий, во втором – сформировавшийся запрос со стороны рынка (модель «рыночного вызова»). Независимо от источника инноваций, последовательность этапов представляется в виде звеньев, т.е. носит линейный характер, когда результаты одного этапа являются входом для последующего.
Слайд 9ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Степень вертикальной интеграции инновационной деятельности
в значительной степени определяется степенью открытости инновационной модели, которой придерживается
данная организация.
Модель закрытых инноваций. В течение большей части XX в. внутренние исследования и разработки рассматривались как чрезвычайно ценный стратегический актив. Только крупные корпорации, такие, как DuPont, IBM (программное обеспечение для персональных компьютеров, ближайшие конкуренты – Intel, Microsoft) или AT&T (телекоммуникационное оборудование, после распада ближайший конкурент – Cisko Systems), могли успешно конкурировать в своих отраслях, самостоятельно осуществляя бОльшую часть НИОКР и впоследствии получая бОльшую часть прибыли.
Философия – успешные инновации требуют контроля.
Модель открытых инноваций. Однако к концу XX в. ведущие промышленные компании прошлого сталкиваются с достаточно сильной конкуренцией со стороны многих недавно появившихся компаний. Новички проводят очень мало или совсем не осуществляют своих собственных теоретических исследований, а новые идеи, с которыми выходят на рынок, они получают посредством другого процесса. Технологии приобретались со стороны – обычно путем сотрудничества или инвестирования в подающие надежды новые компании. Финансирование со стороны венчурных компаний. Коммерциализация новых внутренних и внешних идей.
Компаниям не следует «держать взаперти» свою интеллектуальную собственность; напротив, им следует находить способы получения прибыли от использования другими организациями их инноваций посредством заключения лицензионных соглашений, создания дочерних компаний и др.
Существуют компании, которые специализируются на генерировании инновации (Motorola, Nokia) и компании, специализирующиеся на коммерциализации инноваций (фармацевтическая компания Pfizer, IBM).
Слайд 10ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Системный подход к инновационной деятельности
Инновационный процесс – не
цепочка последовательных звеньев, а система.
Инновационная система – система взаимодействия и
обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, политических, организационных и др. факторов, определяющих характер инновационных процессов.
В зависимости от уровня управления инновационной деятельностью выделяется несколько типов инновационных систем:
1) наносистема – инновационное развитие отдельной личности;
2) микросистема – управление инновационной деятельностью отдельной организации;
3) мезосистема – управление инновационной деятельностью, осуществляемой группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур;
4) макросистема – на национальном уровне или уровне государственных территориальных единиц;
5) гиперсистема – осуществляемой объединенными национальными системами (например, ЕС), транснациональными корпорациями;
6) глобальная система – инновационное развитие глобальных сетей (например, Интернет).
В последнее время системный подход к управлению инновационной деятельностью получил быстрое развитие на макроуровне посредством разработки и реализации концепции национальных инновационных систем (НИС).
НИС – совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают разработку и распространение инноваций в пределах конкретного государства.
Слайд 11ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИННОВАЦИЙ
Инновации – объекты интеллектуальной собственности. Они не подвержены
физическому износу, неисчерпаемы, могут тиражироваться в любом масштабе.
Инновации – важный
вид нематериальных активов, поэтому важно предотвратить их несанкционированное использование конкурентами. Монополия на владение объектом интеллектуальной собственности позволяет инновационной организации получать технологическую ренту.
ГК РФ 4ч. «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»
Патентный закон РФ
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» и др.
Интеллектуальные права включают:
исключительное право, являющееся имущественным правом;
личные неимущественные права (право авторство, право на имя и др. – неотчуждаемы и непередаваемы);
иные права (право следования, право доступа и др.)
Интеллектуальная собственность, объектами которой могут выступать результаты инновационной деятельности, может быть разделена на:
1) промышленная собственность
2) конфиденциальная информация
3) авторское право
Роспатент – Федеральная служба по интеллектуальной собственности
Слайд 12ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Промышленная собственность (интеллектуальная промышленная собственность) – объекты интеллектуальной
собственности, регистрируемые государством и используемые в производстве, как изобретения, полезные
модели и промышленные образцы, а также средства индивидуализации организаций и производимой ими продукции – товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования.
Патент – документ, удостоверяющий авторство изобретения и предоставляющий его владельцу исключительное (монопольное) право на использование изобретения в течение 20 лет с даты приоритета (дата подачи первой правильно оформленной заявки). Остальные – по лицензии.
Критерии патентоспособности:
новизна;
наличие изобретательского уровня;
промышленная применимость.
Система отсроченной экспертизы – самая распространенная в мире (альтернатива – явочная система регистрации изобретений).
Слайд 13СИСТЕМА ОТСРОЧЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2 этапа:
1) формальная экспертиза, в ходе которой проверяется
наличие необходимых документов, соблюдение установленных требований к ним, рассматривается вопрос
о том, относится ли заявленное предложение к объектам, которым предоставляется правовая охрана.
2) патентная экспертиза (экспертиза по существу), которая проводится по ходатайству заявителя или третьих лиц в любое время в течение 3 лет с даты поступления заявки. Устанавливается соответствие изобретения 3 критериям патентоспособности.
Важное значение для управления инновационной деятельностью организаций имеет публикация заявок. Способствует оптимизации инновационных процессов и улучшению инновационного климата в целом.
Существенное значение для управления инновационной деятельностью имеет правовая регламентация использования служебных изобретений.
Служебное изобретение – изобретение, сделанное автором при исполнении своих служебных обязанностей или при получении от работодателя конкретного задания.
Институт служебных результатов интеллектуальной деятельности представляет собой сложный комплекс правовых отношений. В нашей стране, в развитых странах: право авторства принадлежит работнику (автору). Исключительное право и право на получение патента – работодателю, если договором не предусмотрено иное.
Слайд 14ЗАЩИТА ИЗОБРЕТЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ
Патент на изобретение дает его обладателю права
в стране, где он был выдан.
Патенты-аналоги – это охранные
грамоты на одно и то же изобретение в разных странах.
Европейская патентная система возникла после Второй мировой войны. Подписание Европейской патентной конвенции (1973г., Мюнхен, 16 государств).
Формирование международной патентной системы. Договор о патентной кооперации. Управляется Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), с 1970г. является специализированным отделением ООН.
Слайд 15ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Полезная модель = малое изобретение. Должна отвечать критериям новизны
и промышленной применимости, имеет невысокий творческий уровень. Согласно ГК РФ
срок действия исключительного права на полезную модель – 10 лет. Заявка подвергается только формальной экспертизе, т.е. процедура выдачи патента носит явочный характер. Институт полезных моделей в нашей стране был введен недавно (в др. странах – с конца XIX в.)
Промышленный образец – художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид. Включает в себя технический дизайн (эргономические характеристики продукта) и эстетический дизайн (т.е. внешнюю привлекательность, цвет, текстуру, форму продукта). Критерии охраноспособности по российскому законодательству: новизна, оригинальность и промышленная применимость. Патент действует в течение 15 лет, но по ходатайству патентообладателя срок защиты может быть продлен на срок не более 10 лет.
В ряде стран существует 2 вида законной защиты дизайнов: дизайн-право и регистрация дизайна.
Средства индивидуализации: товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и доменные имена.
Регистрация товарного знака действует в нашей стране в течение 10 лет, срок может быть продлен на 10 лет, количество таких продлений не ограничено. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков. Предупредительная маркировка, что товарный знак зарегистрирован ®.
Фирменное наименование состоит из 2 частей: произвольной части, являющейся собственно наименованием, и обязательной части, которая однозначно определяет его организационно-правовую форму.
Доменное имя – это символьное обозначение, предназначенное для идентификации информационных ресурсов и адресации запросов в сети Интернет и зарегистрированное в реестре доменных имен.
Слайд 16АВТОРСКОЕ ПРАВО
Авторские права – интеллектуальные права на произведения науки, литературы
(по законодательству многих стран и России в т.ч. к ним
отнесены также программы ЭВМ и базы данных) и искусства.
В течение последних лет охрана программного обеспечения остается остродискуссионным вопросом.
Произведение должно обладать такими признаками, как творческий характер и объективная форма выражения.
В настоящее время в России исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Истечение этого срока означает его переход в общественное достояние и может быть использовано любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.
Контрафактные (поддельные) –экземпляры произведения, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских прав.
Защита авторских прав за рубежом. Всемирная конвенция об авторском праве (большинство стран).
Слайд 17КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Конфиденциальная информация – документированная организация, доступ к которой ограничивается.
Особое
место среди различных видов конфиденциальной информации инновационных организаций занимают ноу-хау.
В
большинстве случаев понятие «ноу-хау» практически идентично, во многом пересекается с понятием «производственный секрет» или «деловой секрет» (trade secret).
Согласно ГК РФ секрет производства (ноу-хау) – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Т.е., атрибутами ноу-хау являются:
- коммерческая ценность;
- секретность, т.е. неизвестность третьим лицам;
- ограниченность доступа на основе режима коммерческой тайны.
Служебное ноу-хау – результат интеллектуальной деятельности, способный к правовой охране в качестве секрета производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Согласно ГК РФ, исключительное право на него принадлежит работодателю.
Слайд 18ЛИЦЕНЗИОННАЯ ПОЛИТИКА
Целью инновационной деятельности организаций может быть и получение прибыли
от продажи самих инноваций. Одной из основных форм предоставления права
на использование инноваций другим хозяйствующим субъектам , коммерческой реализации инноваций является лицензирование. Лицензионная политика инновационной организации в последнее время становится важной составляющей ее корпоративной стратегии.
Лицензионное соглашение (лицензия) – юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар), обладающее исключительным правом на объект интеллектуальной собственности передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях право на использование охраняемого объекта интеллектуальной собственности.
Основные формы лицензионных платежей:
- роялти – периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия лицензионного соглашения;
- паушальный платеж – единовременный аккордный платеж;
- гонорар – денежное вознаграждение.
Основные типы лицензионных соглашений:
- неисключительная (простая) лицензия (в пределах, оговоренных договором, лицензиар сохраняет право предоставлять лицензии третьим лицам);
- исключительная лицензия (лицензиат получает исключительное (монопольное) право);
- полная лицензия (исключительная лицензия, в которой ограничивается только срок);
- единственная лицензия (разновидность эксклюзивной лицензии, при которой лицензиар, не имея права выдать еще лицензию, сам может использовать предмет договора);
- сублицензия (лицензия, выдаваемая лицензиатом);
- принудительная лицензия (в ГК РФ по решению суда);
- перекрестная лицензия (если патентообладатель не может использовать объект, не нарушая прав другого патентообладателя, то он вправе требовать от последнего заключения лицензионного договора).
Пакетное лицензирование. Патентные пулы (союзы, ассоциации – общие фонды прав)
Франчайзинг – определенный вид лицензирования, в основе которого - предоставление права на использование товарного знака.
Слайд 19ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ИННОВАЦИЙ
В силу того что инновации являются нематериальными, интеллектуальными
ресурсами организации, определение их стоимости представляет собой сложную задачу как
в теоретическом, так и в практическом плане.
3 основных подхода к определению стоимости инноваций:
- доходный;
- сравнительный;
- затратный.
Доходный подход – в основе лежит прогноз величины дохода, который может быть получен в результате использования определенного результата инновационной деятельности.
Сравнительный подход – его использование возможно при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условиях сделок с ними.
Затратный подход основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки (замещение – приобретение объекта эквивалентной полезности).
Слайд 20ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Инновационная инфраструктура – это множество субъектов инновационной деятельности, выполняющих
функции обслуживания и содействия инновационным процессам.
Основные типы технопарковых структур:
- инкубаторы;
-
технопарки;
- технополисы.
Инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования и др. Одно или несколько зданий. Инкубационный период – 2-5 лет. Наибольшее распространение инкубаторы по «выращиванию» новых бизнес-единиц получили в США (около 600 инкубаторов). В мире – более 2000 самостоятельных (не входящих в структуру технопарков) инкубаторов.
Технопарки – научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого – формирование максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов. Понятие близкое инкубатору, но более сложная и комплексная форма по сравнению с инкубатором.
Технополисы – наиболее интегрированный и комплексный элемент инновационной инфраструктуры. Не всегда легко провести четкую грань между технопарком и технополисом, у них много общего. Наукоград. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда РФ является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций (на безвозмездной и безвозвратной основе).
Слайд 21ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По характеру источников финансирования инновационной деятельности:
1. Институты финансовой
поддержки инновационных процессов за счет бюджетных средств (федерального бюджета, бюджета
субъектов РФ, местных бюджетов);
2. за счет внебюджетных средств (собственные средства организаций, средства инвесторов).
Средства инвесторов – финансирование в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги, эмитируемые субъектами инновационной деятельности; прямые вложения в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности, посредством участия в венчурных фондах, путем использования лизинга и др.
При осуществлении инновационных процессов, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, прибегают к лизингу. ФЗ «О лизинге».
Основные виды лизинга: оперативный, финансовый и возвратный.
Оперативный лизинг – сдача в аренду имущества на срок, значительно меньший срока его службы.
Финансовый лизинг в отличие от оперативного не предусматривает повторной сдачи в аренду машин, оборудования, транспортных средств и т.п.
Возвратный лизинг – разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.
Венчурный капитал. Венчурные фонды предпочитают вкладывать капитал в инновационные компании, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, т.е. путем приобретения акций на внебиржевом рынке («прямые инвестиции»), а не через покупку на организованных фондовых рынках («портфельные инвестиции»).
Слайд 22ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Важный метод оценки перспектив инновационного развития организации,
ее текущего технологического состояния и здоровья – технологический аудит.
Технологический аудит
– проверка технологических процессов, методов, приемов и процедур, используемых в организации, с целью оценки их производительности и эффективности.
3 основных этапа аудита:
1) обзор тех технологий, которые используются в организации. Аудит-группа. Методы – интервьюирование, анкетирование, групповые экспертные методы;
2) обзор технологий, применяемых в других организациях, в первую очередь, у конкурентов, и выявление технологических эталонов, т.е. наилучшей практически используемой технологии. Основной управленческий инструмент – анализ технологических эталонов или бэнчмаркинг;
3) сопоставление используемых в организации технологий с выявленными технологическими эталонами для оценки их относительной эффективности, а значит, перспективности. Базисный инструмент – анализ технологического портфеля организации.
Слайд 23СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Это основа инновационного развития организации. В стандарте качества ИСО
9004 выделяется 2 основных подхода к постоянному улучшению процессов:
1) реинжиниринг
или проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и существенному улучшению существующих процессов, или к внедрению новых процессов;
2) деятельность по поэтапному постоянному улучшению, проводимая работниками в рамках существующих процессов. Стратегический инструмент улучшения бизнес-процессов – сбалансированная система показателей (ССП или BSC – Balanced Scorecard). Инновационные компании используют ее как центральную организационную схему процессов управления.
Слайд 24СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Сбалансированная система показателей эффективности как схема для перевода
общей стратегии компании в термины операционного процесса