Слайд 1ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗОВ
1. Понятие профессионально-ориентированного обучения ИЯ
2.
Цели обучения ИЯ в неязыковом вузе
3. Принципы обучения ИЯ в
неязыковом вузе
Слайд 2Понятие профессионально-ориентированного обучения ИЯ (1)
“English for Specific Purposes” = профессионально-ориентированное
обучение ИЯ
1960-е: ESP/LSP – Изучение разновидностей языка: изучать, систематизировать
характерные черты языка конкретной профессиональной сферы.
Основные профили: наука и техника, бизнес и экономика, общественные науки, искусство
1970-е: лексика (терминология) – профессиональный дискурс – типичные ситуации профессионального общения – типичные умения (стратегии профессиональной деятельности)
1980-е годы - «подход, в котором все решения по поводу отбора содержания и выбора методов обучения согласуются с причинами его изучения обучающимися» (T. Hutchinson and A. Waters, 1987)
«Профессиональные потребности в ИЯ»
Слайд 3Понятие профессионально-ориентированного обучения ИЯ (2)
1990-е: типичные ситуации профессиональной деятельности
США: «Обучение
ИЯ с опорой на содержание специальных знаний» (Content Based Language
Learning)
Западная Европа: «Включение обучающегося в профессиональные виды деятельности в процессе обучения ИЯ» (Context Based Language Learning)
Россия: «Контекстное обучение ИЯ»: «изучение ИЯ в ситуациях, максимально приближенных к предметно-технологическим и социокультурным условиям профессиональной деятельности» (А.А. Вербицкий, 1999)
Слайд 4Цели обучения ИЯ до 2009 года
«Иностранный язык для специальных целей»
- такой подход к обучению ИЯ, который:
моделирует на занятиях по
ИЯ ситуации профессионально-значимого общения, ситуации, типичные для конкретной профессиональной сферы;
позволяет овладевать профессиональной деятельностью, учит осуществлять эту деятельность
«математика/юриспруденция/технология хлебопечения по-английски»
симплификация
Слайд 5Изменение подходов к формулированию целей обучения ИЯ в неязыковом вузе
«ВКЛЮЧЕНИЕ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
СТУДЕНТ 1-2 КУРСА -
дисциплина блока общей гуманитарной подготовки, направленного на развитие ОК
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - текущие (а не будущие) потребности во владении ИЯ (EAP)
БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ – «введение в профессиональную область»
Слайд 6Требования ФГОС в области владения ИЯ
Слайд 8Цель обучения ИЯ в неязыковом вузе
ИЯ – средство развития
общекультурных компетенций
Целью ИЯ как учебной дисциплины является выполнение социального
заказа общества на специалиста, владеющего иностранным языком для:
собственного личностного развития,
участия в межкультурном общении,
решения социальных и профессиональных задач
Слайд 9Принципы обучения ИЯ в неязыковом вузе
Слайд 10Принципы обучения: ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Пр. непрерывности образования – становление специалиста разного уровня
квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами.
Пр. системности –
обеспечивает установление связей между целью, содержанием, процессом и результатами обучения, обеспечивая тем самым целостность знания
Пр. гуманистического подхода к образованию – ориентация на уважение человеческого достоинства обучающегося, создание ему необходимых условий для развития и позиционирования себя как субъекта процесса (А.А. Бодалев)
Пр. личностно-творческого развития – развитие способностей и качеств личности и индивидуальности: знания о механизмах карьерного и творческого роста в трудовом коллективе; умение реализовывать свои конкурентоспособность, коммуникативно-лидерские способности, деловые качества в различных видах деятельности в условиях соуправления, а также при осуществлении своего карьерного и творческого роста; развитие своих ценностных ориентаций; умений взаимодействия с коллегами, администрацией и т.д.
Слайд 11Принципы обучения: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ
Пр. самоактуализации
Акмеология (изучает проблемы совершенствования и коррекции профессиональной
деятельности) исходит из того, что вершин профессионализма человек достигает сам.
В педагогических исследованиях указывается, что в качестве основы профессиональной зрелости специалиста выступает его самоактуализация, которая предполагает, что зрелость и мастерство определяются активностью его самого как индивида, личности и субъекта деятельности в процессе подготовки и в результате реализации социально-педагогических требований к его труду
Пр. обеспечения условий для профессионального роста
Социальными факторами профессиональной зрелости являются образовательные условия подготовки специалистов, способствующие либо препятстсвующие данному процессу.
Формирование профессиональной зрелости специалиста можно рассматривать как направленный процесс новообразований социально-феноменологического характера, обусловливающих его высшие достижения в профессиональной сфере на определенном этапе его развития как индивида, личности и субъекта деятельности
Слайд 12Принципы обучения: АНДРАГОГИЧЕСКИЕ
Взрослый обучающийся:
осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность;
обладает
запасом жизненного, профессионального, специального опыта, который является важным источником обучения
его самого и его коллег;
стремится с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;
готов к безотлагательной реализации полученных знаний, умений и навыков;
учебная деятельность взрослого в значительной степени обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (С.И. Змеев)
Слайд 13Принципы обучения: АНДРАГОГИЧЕСКИЕ
Пр. осознанности обучения
Пр. приоритета самостоятельного обучения
Пр. совместной деятельности
обучающегося с обучающим
Пр. опоры на опыт обучающегося
Пр. индивидуализации обучения
Пр. контекстности
обучения
Пр. актуализации результатов обучения
Пр. развития образовательных потребностей
Пр. элективности