Слайд 1Интегративный подход в работе с детьми с ограниченными возможностями и
их родителями
МБОУ СОШ № 10 г. Сальска Ростовской области
Слайд 2Виды работ с детьми с ОВЗ
1. диагностическая работа обеспечивает своевременное
выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования
и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
2. коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
3. консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
4. информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками
Слайд 3Методы работы
Методы работы с детьми
Диагностика, индивидуальные коррекционно развивающие занятия
Методы работы
с родителями
Опрос на степень принятия-отвержения ребенка, индивидуальные консультации,
коррекционно-развивающие занятия с детьми в присутствии родителей, показ приемов по развитию психических процессов (восприятие, память, мышление)
Слайд 4Арт-терапия
помочь средствами искусства
справиться с проблемами, вызывающими негативные эмоции,
которые зачастую ребенок
не может вербализовать,
дать выход творческой энергии.
Слайд 6Мандалотерапия
Мандала на листе бумаге
Мандала на песке
• развитие творчества;
• развитие произвольности
поведения;
• снятие внутреннего напряжения, релаксация;осознание чувств.
• развитие мелкой моторики
рук;
• воспитание аккуратности;развитие общения.
• активизация бессознательного.
Слайд 9Метод Sand-Art
Развитие творческого мышления
Развитие мелкой моторики рук
Снятие мышечного напряжения, тревоги
Стабилизация
эмоционального состояния
Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, речевых возможностей
Развитие познавательных процессов
Слайд 12Песочная терапия
развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих
действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей
степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Слайд 16Работа с кинетическим песком
Чем полезен кинетический песок для детей и
взрослых?
1.. Для освобождения от внутреннего напряжения можно заняться изображением на
песке
2. игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.
3. Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.
4. Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения.
5. Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания, способствуют развитию элементарных навыков общения.
6. Занятие лепкой из кинетического (живого) песка очень полезно для ребенка. Оно развивает мыслительные способности, воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук. Это прекрасная возможность активизировать процесс индивидуального развития.
Слайд 17Глинотерапия
способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
оказать психотерапевтическую помощь детям
с гиперактивностью, замкнутостью,
оказать психотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации
с целью восстановления их психической чувствительности;
развивать творческое воображение, фантазию;
развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;
развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
способствовать становлению произвольной регуляции поведения;
способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.
Слайд 18Тестопластика
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Развитие «ручной умелости» способствуют занятия по лепке.
Она способствует
развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Слайд 19Сказкотерапия
Основной целью сказкотерапии является:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Создание игровой доверительной атмосферы
в группе;
- Установление межличностных контактов между детьми;
- Формирование у детей
адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Слайд 20Су-джок терапия
Массаж пальцев развивает мануальные способности рук, способствует быстрому усвоению
навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание способствует повышению физической
и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Слайд 21Психогимнастика
это комплекс специально разработанных нейропсихокорркционных методик и упражнений, способных оказать
большое влияние на улучшение работы мозга ребенка.
Нейропсихологическая коррекция способствует улучшению
процессов нервной деятельности, развитию мелкой и общей моторики, повышению умственных способностей через развитие внимания, памяти, восприятия и других высших психических функций.
Для ребенка с трудностями в развитии важна не просто двигательная активность, но такие движения, которые способствовали бы повышению уровня нейродинамики (тонуса) и активизации работы его мозга.
придерживаться определенной последовательности выполнения:
В каждый комплекс «Нейрогимнастики» желательно включать следующие виды упражнений и придерживаться определенной последовательности выполнения:
- разминки;
- массажи;
- глазодвигательные и артикуляционные упражнения;
- упражнения на развитие мелкой и общей моторики;
- сложные растяжки;
- функциональные упражнения;
- скороговорки;
- дыхательные упражнения;
- релаксация.