Слайд 1Использование деятельностного подхода на открытых уроках по математике
2011-2012 уч. год
РМО
учителей математики и информатики Щербакова Т.П.
Слайд 3 Признание
своего незнания ,
а не программные знания –
вот ключ к
обучению действием.
Рег Реванс
Слайд 6Спираль развития компетентности
Слайд 7Дэвид Колб
Цикл обучения Д. Колба
Слайд 9Цель школьного образования
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику
приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика 1)самостоятельно ставить
учебные цели,2) проектировать пути их реализации, 3)контролировать и 4)оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Слайд 10Два подхода
к обучению
Педагогический –
Ученик должен
выучить
определенный учебный материал
Психологический –
Ученик
должен научиться осуществлять
деятельность
Слайд 11Принципы
деятельностного
подхода
Деятельность преподавателя заключается в проектировании, организации и управлении
учебной деятельностью, а не в «передаче» знаний.
Усваивать знания можно, только
оперируя ими
Слайд 12Моделирование
обучаемого
Работа по определению
целей ,
содержания обучения,
разработке
систем контроля
Слайд 13Моделирование обучаемого-
наши знания
об обучаемом
Первоначальная модель - знания
о том, каков обучаемый есть в настоящий момент;
Текущая модель -
знания о том, каким мы хотим видеть обучаемого на определенном этапе обучения;
Нормативная модель - это знания о том, каким мы можем увидеть обучаемого в ходе обучения.
Слайд 14Модель
ошибок
В ходе учебной деятельности обучаемые могут ошибаться .
Модель
ошибок проектируется заранее.
Работа преподавателя по определению возможных ошибок обучаемых.
Слайд 15Предметная
модель
обучаемого
Разработка предметной модели - начало внедрения деятельностного
подхода.
Слайд 18Методики,
ориентированные
на действия
методика дидактических задач
методика изучения частного случая
методика
направляющего текста
Слайд 19Методика
дидактических
задач
Информация. Формирование цели и дидактических задач.
Планирование. Возникает
информационный дефицит.
Принятие решения. Планируется дальнейший ход действий для решения дидактической
задачи.
Выполнение. Воплощение запланированного в конкретные действия.
Контроль. Этап контроля решения.
Оценка. Оценка решения дидактической задачи.
Слайд 20Методика
изучения
частного случая
Постановка проблемы. Цель : уметь видеть
и осознавать проблемы.
Информация. Цель : уметь находить информацию.
Исследование(планирование).Цель:поиск различных возможностей
действия.
Принятие решения. Цель: выбрать одну из найденных возможностей действия.
Дискуссия.Цель:защитить перед классом свое решение.
Сверка с оригинальным решением. Цель: сравнение с оригинальным решением.
Оценка.
Слайд 21Методика
направляющего
текста
Знакомство с поставленной задачей. Учитель поясняет, как работать
с информационными и направляющими текстами.
Теоретическая работа. Учащиеся начинают работать с
теорией.
Анализ теоретической работы. Педагог проверяет достаточную базу знаний для выполнения практической деятельности.
Планирование. Учащиеся планируют свои шаги по решению задачи. Педагог консультирует.
Исполнение и контроль. Выполнение учащимися практической деятельности.
Оценка и заключение. Оценивание через самооценку.
Слайд 23Компоненты
овладения
знаниями
Восприятие информации;
анализ полученной информации
(выявление характерных признаков,
сравнение, осознание, трансформация
знаний, преобразование информации);
запоминание (создание образа);
самооценка.
Слайд 24Деятельностный
подход
на уроке
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые
знания,
умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально
организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет
цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то….
(формирование мировоззрения)
Слайд 25
Интерактивный урок
по принципам Колба
1. Мотивация и объявление новой темы — 10 % времени от
общей длительности урока;
2. Закрепление (повторение) пройденного — 20 % времени от общей длительности урока;
3. Изучение
нового материала — 50 %
времени от общей длительности урока;
4. Оценивание — 10 % времени
от общей длительности урока;
5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) — 10 % времени от общей длительности урока.
Слайд 26Технология
деятельностного
подхода
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация
и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии.
3) Постановка
проблемы.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 27Реализация деятельностного
подхода в обучении математике
посредством учебных задач
Уравнения и
неравенства с параметрами (Котцова О.В., 10А класс)
Разложение многочленов на множители
способом группировки
(Фофанова Е.А., 7А класс)
Преобразование рациональных выражений (Щербакова Т.П., 7Б класс)
Программное обеспечение
(Комарова М.В., 7А класс)
Слайд 28Декада математики
и информатики
Международный конкурс-игра «Кенгуру»
10 лет