Слайд 2Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.
И.Кант
Самый благоприятный период для
развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – до 9 лет,
когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.
Слайд 3Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение; наука
о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные
упражнения; это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела.
Слайд 4.
Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов
коры головного мозга (больших полушарий). Это забавные, интересные двигательные упражнения
и действия, которые способствуют общему развитию ребенка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии .
Слайд 5
Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:
- преодолеть трудности
в обучении и усвоении нового материала;
- улучшить память, увеличить быстроту
реакции;
- развить творческое воображение, смекалку и находчивость.
Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока
Слайд 6БЛОК № 1. Движения средней линии
Упражнения средней
линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба
полушария головного мозга одновременно.
Слайд 7БЛОК № 2. Упражнения на растяжение.
Упражнения на растяжения
помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед.
Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.
Слайд 8БЛОК № 3. Энергетические упражнения.
Энергетические упражнения заставляют нейроны
работать более эффективно.
БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в
положительные
Слайд 9Этапы введения гимнастики Брейн Джим:
1-й этап – вводный. Этот этап
протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На
данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды».
Слайд 102-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в
организационный момент занятия.
Слайд 113-й этап. Это этап перехода от простых движений к сложным.
4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в
самостоятельную деятельность школьников.
Слайд 12Специалисты в области коррекционно-развивающего обучения пришли к выводу, что применение
системы упражнений «Брейн – Джим» в работе с детьми, испытывающими
трудности в усвоении письменной речи, позволяет подготовить мышление ребенка к освоению грамоты, а кисть руки - к освоению письма.
В частности, применение данного метода позволяет улучшить память у ребёнка, внимание, речь (исчезают явления дислексии), пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Слайд 13Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:
1. Занятия проводятся
ежедневно, без пропусков;
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
3 . От
детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
4 . Упражнения проводятся стоя или сидя за партой;
5 . Алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.
Слайд 14Примеры кинезиологических упражнений:
« Колечко»
Поочерёдно и как можно
быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
от указательного до мизинца и в обратном порядке. Более сложный вариант – пальцы одной руки поочерёдно соединяем с большим от указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки от мизинца к указательному.
Слайд 15Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью колечек из серии
«Суджок-терапия».
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет
–
Руки нам к письму готовит
Слайд 16« Кулак- ребро-ладонь»
При положении на плоскости стола руки последовательно сменяют
друг друга: сжатая в кулак – ладонь, ребром на плоскости
стола, распрямлённая ладонь.
Выполняем сначала правой рукой, потом – левой,
затем двумя руками вместе.
Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп.
При затруднениях помогаем командами
(«кулак – ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Слайд 17« Ухо-нос »
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой
за противоположное ухо.
Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши,
меняем положение рук с точностью
«до наоборот».
Слайд 18«Даббл Дудл»(Симметричное рисование)
Необходимо по центру своей рисовальной поверхности и
одновременно
двумя руками рисовать
одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным
отражением).
Следить глазами за тем, что одновременно
делаешь справа и слева.
Слайд 19«Лезгинка»
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону,
кулак разворачиваем пальцами к себе.
Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к
мизинцу левой.
Одновременно меняем положение правой и левой рук.
Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены.
Слайд 20Хотелось бы обратить внимание на несколько важных моментов при проведении
подобных упражнений:
кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е.
накапливающий эффект;
- под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах) более значительные изменения.
Слайд 21Список использованной литературы:
1.Алексей Колесников. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития
ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
2.http://spb.samopoznanie.ru/school/imaton/brain-gymnastics/
3.Эрих Баллингер «Учебная гимнастика»
4. ЛаппЕ.А., ФроловаН.Г.
« Современный логопедический урок» Издательство: «Учитель» 2014
5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.
6.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.
7. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М.,1998.
8.Стокс Г., Уайтсайд Д. «Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга». 2003г.
9. Сиротюк А.Л. « Коррекция обучения и развития школьников» - Москва , 2002 г.
10. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам /под редакцией Ж.М. Глозман. -М.: Эксмо, 2010