Слайд 1Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы как
средство повышения мотивации учащихся
Слайд 2Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность
живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие.
Людей
неинтересных нет.
Их судьбы - как история планет,
У каждой все особое, свое
И нет планет, похожих на нее.
Е. Евтушенко.
Слайд 3Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий,
способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного
проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Слайд 4В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления. В суть метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения
прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решения,
умения устанавливать причинно-следственные
связи. Он актуален также широкими
человеческими контактами, знакомством с
разными культурами, разными точками
зрения на одну проблему.
Слайд 5В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает
особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные
структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.
Слайд 6Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Слайд 7Необходимо уделять особое внимание воспитательной цели в данном направлении:
- воспитание
инициативы, активности и самостоятельности обучающихся,
- способности к творческому сотрудничеству с
осознанием ответственности за результаты общего труда;
- воспитание ответственного отношения к компьютерной технике, информационным системам, к продуктам интеллектуальной деятельности других людей.
Слайд 8КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
Проект бывает с точки зрения:
- познавательной деятельности – развивающим;
-
по характеру познавательной деятельности – исследовательским;
- по методу исследования –
творческим;
- по содержательному аспекту – обучающим;
- по характеру координации – явным (руководит проектом учитель-предметник);
- его использования – научным или прикладным (применяется в какой-либо прикладной области);
- по количеству участников – индивидуальным или групповым;
- по характеру контактов - например, среди учащихся одного класса;
- по продолжительности – краткосрочный (тематический) или долгосрочный (одно учебное полугодие).
Слайд 9Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2.
Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4. Использование исследовательских методов.
5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Слайд 10Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения
Слайд 11Правила успешной проектной деятельности:
1. В команде нет лидеров. Все члены
команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать
удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Слайд 12Общие подходы к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора
темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные
варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6.Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
Слайд 13План действий учащихся в создании проекта:
Каждая группа, участвующая в проекте,
получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:
1. Выбор
темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Слайд 14Критерии оценивания работ учащихся:
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов
работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость
выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Слайд 15В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится
поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта
по литературе можно представить в виде схемы:
Слайд 16При осуществлении проекта можно
выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект;
2.
Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Подобные задания вызывают большой интерес
у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.
Слайд 17Разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание
собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических
технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
Личностно ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Слайд 18ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важно помнить, что невозможно заставить человека творить…
Как писал фантаст А.
Азимов в своем замечательном рассказе «Профессия», человек сам должен прийти
к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка и литературы - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.