Слайд 1Учебно - исследовательский проект
«И всему народному - раздолье!
И
всему душевному - простор!»
по истории Архангельской области
как одна
из форм патриотического воспитания
Автор – Козицина Светлана Вячеславовна
учитель начальных классов
Архангельская область, п. Коноша, 2015 г.
Слайд 2 Уважение к своей стране, к её
национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.
Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Учебно -исследовательский сетевой проект по истории Архангельской области «И всему народному - раздолье! И всему душевному - простор!» является одной из форм патриотического воспитания. Данный проект предназначен для преподавателей, применяющих в своей деятельности технологию метода сетевых проектов.
Слайд 3 Основная цель проекта – формирование
у школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений
о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
Реализация цели предполагается через систему задач: формирование у школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
Слайд 4Описание проекта
Тема учебного проекта: История Архангельской области
Предметы: Окружающий мир. Краеведение.
Метапредметная
связь: ИКТ, Чтение, Русский язык, Материальные технологии.
Классы. Проект ориентирован на
учащихся 1-11 классов.
Приблизительная продолжительность проекта –
5 недель.
Основа проекта - Образовательные стандарты.
Слайд 5Новизна создания сетевого проекта
Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Сетевой проект – это сетевая удалённая совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров из разных регионов и стран, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы исследования, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.
Слайд 6Основополагающий вопрос - Чем дорог нам Север?
Проблемные вопросы учебной темы:
Почему человек стремится на Север?
Как север влияет на жизнь
человека?
Что можно узнать об Архангельской области из интернета?
Почему и как мы чтим своих героев?
Слайд 8
Станция1. Этап 1.
«Вот она какая, дорогая родина моя!»
Задание на
этом этапе - командам ответить на вопросы онлайн – анкеты
“Что мы знаем об Архангельской области”, а также провести опрос среди учащихся школы “Что мы знаем об Архангельской области”
Цель анкетирования и проведения викторин - приобщить учащихся к учебно - познавательной и исследовательской деятельности по истории Архангельской области.
Задачи: определить уровень знаний по истории родного края у учащихся; способствовать развитию у школьников интереса к изучению Севера.
Итог этапа - Сводка ответов на вопросы анкеты.
Практическое применение полученных результатов – составление плана воспитательной работы с учащимися по патриотическому воспитанию.
Слайд 9Станция2. Этап2. "Северяне - Победе!"
Задание командам - изучить краеведческий
материал, оформить воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Провести командам «Анкету-
опросник для ветеранов», которая включает самые важные и значимые для исследования вопросы.
Цель этапа – сохранение памяти о событиях военного времени, о каждом из тех, кто ценой собственной жизни сохранил свободную и мирную жизнь для нас и наших детей.
Задачи: дать характеристику мемуарных источников по истории Великой Отечественной войны; собрать воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны; проанализировать полученную информацию и дать ей историческую оценку; подготовить воспоминания для введения их в научный оборот.
Итогом этапа является создание презентации, видеоролика, написание сочинения о ветеранах Великой Отечественной войны. Изготовление памятных открыток – благодарностей ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. для вручения на военно - патриотических мероприятиях и праздниках.
Слайд 10Станция3. Этап №3. "Славные поморы"
Задание командам - изучить отдельные
факты биографий учёных, поэтов, художников, музыкантов.
Цель этапа – воспитание
у школьников чувства патриотизма через знакомство с жизнью и творчеством великих земляков.
Задачи: сформировать систему элементарных знаний о жизни поморов, роли знаний в жизни человека на примерах своих знаменитых земляков, создание условий для формирования медиа-культуры школьников.
Итогом этапа будут являться сообщения, фоторепортажи, презентации о земляках.
Практическое применение полученных материалов: материалы исследования, презентации, видеоролики успешно будут применяться на уроках, внеклассных мероприятиях, а также при проведении экскурсий.
Слайд 11Станция 4. Этап4. Экологическая станция
"Мой Север, скупой чародей!"
Задание
командам - изучить экологические проблемы Архангельской области. Выявить особенности освещения
экологических проблем в СМИ Архангельской области.
Цель этапа – информирование о соответствующих экологических проблемах и содействие повышению экологической культуры школьников.
Задачи: определить научный, социальный и политический аспекты экологии; дать определение и обозначить роль экологической коммуникации в обществе, выделить СМИ, как активного участника экологической коммуникации; обозначить основные экологические проблемы Архангельской области; выявить особенности освещения экологических проблем в СМИ Архангельской области.
Итогом этапа должно стать - Послание-письмо северянам "Чем дорог нам Север!? Как сохранить природу Севера?"
Практическое применение: составление задач по экологии, по математике, подбор текстов для диктантов и изложений.
Слайд 12Станция5. Этап 5. "Родом из поморской славной стороны!"
Задание командам -
изучить какой-либо промысел, изготовление предметов народного творчества. Команде освоить любой
вид изделия, сфотографировать поэтапное изготовление, дать рекомендации -как его делать.
Цель этапа – возрождение, сохранение и развитие народных ремёсел и промыслов на Русском Севере.
Задачи: изучение опыта народных мастеров, истории народного творчества своего региона, культуры родного края; обучение учащихся мастерству промысла; воспитание у детей чувства национальной гордости.
Итогом этапа будет служить – презентация « Мастер-класс по народному промыслу». Написать краткое описание этого промысла.
Практическое применение: создание выставок, организация конкурсов по технологии и ИЗО, мастер-классы.
Слайд 13Чему же способствует сетевой проект
«И всему народному - раздолье! И
всему душевному - простор!»?
Выводы.
1.Создавая
качественный продукт проектной деятельности и размещая его в сети Интернет, учащиеся становятся создателями контента, который в дальнейшем может быть использован в образовательном процессе.
2.Меняется позиция школьников - они становятся активными участниками образовательного процесса, которые способны не только учиться сами, но и обучать своих сверстников.
3.Работая над проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21-го века. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как: успешно работать с другими; принимать обдуманные решения; брать на себя инициативу; решать комплексные проблемы; управлять собой; эффективно общаться.
4.При использовании веб-сервисов в сетевом проекте перед детьми открываются возможности для достижения предметных и метапредметных результатов.
Слайд 14 5.Для учителей открываются
возможности организации такого образовательного пространства, при котором дети с разными
возможностями способны получить качественно новое образование.
6.Учитель и ученики обязательно познакомятся с новыми сервисами и программами. При желании научатся сами планировать свою проектную деятельность.
7.Ценность сетевого проекта в том, что любой человек, живущий в разных уголках страны, может придти на сайт и попробовать свои силы. Важно иметь поддержку и стремление к знаниям, тогда найдешь таких же увлечённых друзей, почувствуешь радость учения и ощущение полёта мысли.
8. Знания и представления о своей малой Родине, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения школьников.
Слайд 15Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты.
- М.: Владос ПРЕСС, 2002.
2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта.
- М., 2003.
3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М., 1998.
4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». -Самара, 2003.
5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения //Директор школы. 1995. № 6.