Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аганская ОСШ»
учитель истории и обществознания
А. В.
Гукова
2016г.
Слайд 2Использование
методов
проблемного обучения (исследовательский и частично-поисковый)
на уроках истории
Ханты – Мансийского автономного округа
по теме
«Социальный портрет современной Югры»
(из
опыта работы)
Слайд 3Именно потому, я думаю,
и выходят дети из школ дураки
дураками, что ничего жизненного, обычного они там не видят и
не слышат…
Петроний Арбитр «Сатирикон» (54 – 68 г. н.э.)
Слайд 4Ученики 6 – 8 классов отказались участвовать
в постановке хантыйской
сказки.
Наш посёлок Аган является национальным.
В школе 77% обучающихся –
ханты, манси, ненцы.
Объяснили, что стыдятся, неинтересно, примитивно
Слайд 5проблема:
молодые люди коренной национальности стыдятся своей национальной принадлежности, равнодушны к
культуре
Слайд 6 Обучающиеся 11 класса на уроках «История Ханты-Мансийского
автономного округа» и во внеурочное время провели исследование
Слайд 7тема:
Молодёжь коренной национальности посёлка Аган в современных условиях;
объект исследования:
молодёжь коренной национальности посёлка;
предмет исследования:
отношение хантыйской молодёжи посёлка к
своему народу, культуре;
гипотеза:
возможно, что у всей молодёжи коренной национальности посёлка нет уважения к своему народу, интереса к родной культуре
Слайд 8цель:
выяснить отношение молодых людей коренной национальности посёлка к своему
народу и культуре
Слайд 9задачи:
изучить литературу, Интернет - источники о народе ханты в современной
обстановке;
посетить местные центры национальной культуры;
составить перечень вопросов и провести опрос
большинства молодых жителей посёлка;
обработать результаты опроса, сделать выводы;
выработать практические рекомендации и предложения;
провести презентацию результатов работы сначала на уроке, а потом и на собрании старшеклассников школы
Слайд 10методы исследования:
наблюдение;
беседы с жителями посёлка,
в первую очередь,
с молодёжью;
анкетирование
Слайд 11круг респондентов:
молодые жители посёлка коренной национальности до 30 лет;
местная национальная
интеллигенция;
носители национальной культуры –
местные жители коренной национальности старшего
поколения
Слайд 15результат в %
Ответы:
положительные (уважают) – 34
отрицательные – 67
гордишься тем, что
ты ханты?
да – 13
мне всё равно – 40
мне стыдно – 47
Слайд 16Вывод:
у молодёжи коренной национальности посёлка нет уважения к своему народу,
интереса к родной культуре
Слайд 17Самостоятельная работа обучающихся по поиску решения проблемы
формы работы:
экскурсии;
беседы с
населением;
работа с Интернетом;
изучение краеведческой литературы;
подготовка компьютерных презентаций и видеороликов;
представление результата
Слайд 18Решение проблемы: повышение самооценки
(мнение обучающихся 11 класса)
Педагогическому коллективу:
в школе чаще
проводить мероприятия, раскрывающие участие односельчан в исторических событиях, показывающих значение
нашего края и посёлка в развитии нашего округа и государства
Слайд 19
развивать местные промыслы
Решение проблемы: повышение самооценки
(мнение обучающихся 11 класса)
Администрации посёлка
и районному межпоселенческому Центру ремёсел
Слайд 20использовать новые формы представления литературных произведений писателей ханты и манси:
кино с популярными актёрами;
мультфильмы, комиксы и т.д.
Решение проблемы: повышение самооценки
(мнение
обучающихся 11 класса)
Слайд 21стилизовать национальную одежду, проводить показы моделей для того, чтобы носить
их в повседневной жизни
Решение проблемы: повышение самооценки
(мнение обучающихся 11 класса)
Мастерам
Центра ремёсел, сельскому дому культуры
Слайд 22Местным предпринимателям, владельцам угодий
развивать этнотуризм – это привлечёт внимание общественности
к образу жизни и культуре ханты, повысит уровень занятости местного
населения
Создать этноклуб
«Маша и медведь»
Решение проблемы: повышение самооценки
(мнение обучающихся 11 класса)
Активистам ученической школьной организации
«Мальчишки и девчонки»
Слайд 23сделать доступным
для ханты участие в международных и всероссийских конкурсах,
например, Евровидение, Голос, олимпиады и т.д.
Решение проблемы: повышение самооценки
(мнение
обучающихся 11 класса)
Руководителям местных нефтедобывающих предприятий
Слайд 24отношение к малой Родине: интерес,
гордость,
сопричастность
Предполагаемый результат после многолетней работы
Слайд 25Результат применения проблемного метода:
овладение новыми способами умственных и практических действий;
развитие
коммуникативных способностей;
совершенствование ключевых компетенций;
приобретение новых знаний
Слайд 26Проблемное обучение:
развивает личность;
повышает самостоятельность;
приближает к реальной жизни
Слайд 27Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке
памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и
для умственного развития зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье
В.А.Сухомлинский
Слайд 28Литература и источники
Е. В. Перевалова, К. Г. Карачаров Река Аган
и ее обитатели. //Екатеринбург; Нижневартовск УрО РАН; Студия «ГРАФО», 2006
У.
Т. Сирелиус Путешествие к хантам//Издательство Томского университета, 2001
Ю. Вэлла Река Аган с притоками. Опыт топонимистического словаря. Бассейн реки Аган//г. Ханты – Мансийск, 2010
Автры – составители О. Г. Корниенко, Ю. К. Айваседа. Сборник материалов фольклорно – этнографической экспедиции// Нижневартовск: издательство «Приобье», 1999
http://wwwold.ugrasu.ru/science/journal/12/5/documents/Spodina_V_I.pdf
http://viperson.ru/data/201012/spodina118143152.pdf
http://www.оуипиир.рф/sites/default/files/vu/vu-2-2011-140-145-opt.pdf
http://ethnobs.ru/file/Perevalova_Severnye_hanty_2.pdf