Слайд 1
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время –
залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ
ФИО: Юн Марина Анатольевна
Место
работы: КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1
Должность: Учитель
Регион: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
2015 год.
Слайд 2
«Образование должно стать
фактором
укрепления
здоровья, а не его разрушения…»
(В.Базарный).
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:
«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Слайд 3
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы 8-го вида является
создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся.
Основным из
средств реализации этой задачи является формирование
культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).
Слайд 4Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.
Уровень и качество жизни
каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.
Несмотря на изначально
разные материальные возможности у отдельных школьников, их оздоровительно-педагогическое воспитание должно противопоставить философской концепции «бытие определяет сознание» коррекционно-оздоровительный принцип «сознание определяет бытие».
Иными словами, выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным.
Слайд 5
Именно поэтому специальная (коррекционная) школа 8-го вида должна стать
«школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая деятельность
(учебная, спортивная,
досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Слайд 6Сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и
дети хорошо это видят.
Кроме того, выполнение необходимых правил здорового
образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы.
Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.
Слайд 7Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и
комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, содержать элементы дидактической
игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы 8-го вида (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).
Слайд 8Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его
влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.
С позиции здоровьесбережения
на уроке просматриваются следующие аспекты.
Гигиенические условия в комнате: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения комнаты и стола, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Слайд 9Непосредственно на самом уроке я использую несколько видов учебной деятельности,
К ним относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание
наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности 7 – 10 минут.
Слайд 10Число использованных мною видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа
и др.– не менее трех за урок.
Кроме того, в
соответствии с гигиеническими нормами применяю технические средства обучения, ИКТ.
Большое внимание уделяю позам учащихся и их чередованию в зависимости от характера выполняемой работы.
Необходимо помнить, что нарушения осанки формируется в школе. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя. Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.
Слайд 11Ни один урок не проходит без проведения оздоровительных минуток.
За
урок я провожу одну-две оздоровительные минутки. Оздоровительные минутки способствуют повышению
внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.
Слайд 12
Комплексы упражнений состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений.
Время выполнения 1-3 минуты на каждом уроке, после завершения какого-либо
этапа.
Упражнения выполняются сидя и стоя. Комплексы оздоровительных минуток подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Упражнения проводятся в различных формах: с музыкальным сопровождением, речевой зарядкой, стихотворным текстом и др.
Слайд 13Для пальчиковой гимнастики используем массажные мячики. Игольчатые выступы, воздействуя на
активные точки ладоней и пальцев рук, обеспечивают быстрый хороший эффект.
Использование массажных мячей в течение 2-3 минут во время урока значительно улучшает кровоток в утомленных мышцах, психа-эмоциональное состояние детей, снимает напряжение, что положительно сказывается на результатах их образовательной деятельности.
Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя имеется множество специальных упражнений и игр
Слайд 14К вопросам здоровья учащихся самое непосредственное отношение имеют вопросы
мотивации:
постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу благоприятно влияют на здоровье учащихся.
Таким образом, между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.
Слайд 15Интересная и полезная форма работы с учащимся – проводимые экскурсии
по различным тематикам. Перед началом экскурсии обязательно проводится инструктаж о
правилах безопасного поведения в общественных местах. Во время экскурсий учащиеся пополняют свой жизненный багаж новыми положительными эмоциями, узнают много интересного и необычного в привычных вещах.
Слайд 16Становится нормой жизни выполнение правил личной гигиены, применение закаливающих процедур,
соблюдение правил техники безопасности в быту и в школе, правил
дорожного движения.
За последние годы нет случаев травматизма.
Слайд 19Наблюдаем за изменениями в природе
Слайд 20После работы можно и подурачится!
Слайд 21Заключение
Конечно, приобщение к здоровому образу жизни – дело серьезное и
необходимое. Эта ежедневная работа, растянувшаяся на годы, требует от педагога
душевных сил, творческой энергии, безупречного профессионализма и, конечно же, здоровья. Но вместе с тем – это необычайно благородная и благодарная работа.
Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен!